Факторы изменения прибыли от продаж и методика их анализа.

Анализ структуры и динамики Прибыли до налогообложения

В процессе анализа БП изучается ее структура (уд вес каждого элемента) и динамика. Согласно формуле БП зависимость БП от ее факторов носит аддитивный характер, т.е. БП есть алгебраич сумма факт слагаемых.

Слагаемые БП   Баз. период Отчетный период Влияние на БП
уд вес % Уд вес % % к баз БП
П(У)от пр 109,05 85,47 65,36
% к пол - - - - - -
% к уп - - - - - -
Д от уч 3,12 15,60 28,71
Прочие Д 12,48 10,6 8,10 4,05
Прочие Р -158 -24,65 -120 -9,17 5,93
Итого ФР (2+4+5+6) -58 -9,05 14,53 38,69
П до н\о 104,06

В пред преиоде П была получена главным образом от основной деятельности (109,5%). Неосновная деятельность была убыточна (-9,05%). В отч периоде 85,57% принадл П от осн деят-ти, 14,5% - Д по прочим операциям. Структура БП несколько улучшилась. Увелич доля прочих Д, уменьш доля прочих Р.

Все слагаемые факторы подействовали в сторону увеличения БП, но гл источником роста является увеличение прибыли от родаж на 419 т.р., БП увел на 65,38%.

Увел источник пополн БП – Д от участия в других орг. Увел Б соот-но на 28, 71%. За отч период достигнуто уменьшение прочих расходов – дало положительное влияние на 9, 93%, а так же увел Пдох-в на 26 т.р. Цель анализа – предотвр подобные потери в будущем. По итогам АХД должны быть установлены неисп-е резервы возможного увелич БП.

Резервы: ликвидация убытков по зависящим от данного предприятия причинам (хищения), убытки по операциям прошлых лет, выявл в отч периоде, невыполнение условий договоров – штрафы. Убытки возникают из-за недостатков организации ведения БУ. Должен быть разработан план мероприятий по уменьшению убытков.

Прибыль от продаж является наиболее существенной частью общего финансового результата.

Экспресс анализ прибыли от продаж

3 группы факторов, влияющих на изменение прибыли

1) изменение учетных цен

2) изменение объема продукции

3) изменение с\с продаваемых товаров, работ, услуг.

Анализ ведется методом цепных подстановок на основе ф №2 и условий показателей, которые называются подстановками.

1. Условная выручка - ОРусл; ОРусл= ОР1: индекс цен

Данные об индексе цен ежеквартально публикуются в «Российской газете». На предприятии – в пояснительной записке к год. отчету.

Индекс цен равен 1,12.

2. Условная с\с – с\с базового периода пересчитанная на фактический объем продаж.

С ус=С0* Iop – фактический объем продаж отчетного

Iop=OPусл \ ОРо

· ∆ Прод цен ∆ Пцен=ОР1-ОРо

· ∆ объема продаж ∆Ппр= По*(Iop-1) 1- темп уменьш ОР

· Влияние полной с\с ∆Пс\с=с\с1-с\с усл – результат с обратным знаком

Проверка: ∆Пцен+∆Ппр+∆П с\с=П1-По

Факторный анализ Прибыли от продаж

Показатели   Пред период Отч период Пост-ки
Выручка нетто от продаж 5262\1,12=4698
Полная с\с реализ прод (020+039+040) 2501*1,4681(*)=3672
П от продаж (1-2) х

(*) Iop=4698:3200=1,4681

∆П=1118-699=419 (419\699=59,94%)

Расчет влияния факторов

Наим факторов   Порядок расчета влияния Размер Влияния (+\-)
В т.р. В % к баз∑Ппрод
Изм прод цен 5262-4698 +564 564\699*100=80,7%
Изм V продаж 699(1,4681-1) +327 46,8%
Изм полн с\с (4144-3672) -472 -67,5%
Итого (проверка) 1118-699 59,9

На предприятии прирост прибыли составил 419 т.р по сравнению с прошлым годом, а мог бы сост-ть 891 т.р. (564+327), если бы не подорожали затраты, рост которых был компенсирован повышением продажных цен.

Увеличение цен оправдано, если оно произошло в результате улучшения кач-ва продукции; и если продукция имеет сбыт.

Факторы, на которые предприятие должно влиять: увеличение ОР, уменьшение с\с, но увел ОР имеет естеств границы – наличие спроса, безгранич резервы заключены в уменьш с\с.

Удельный анализ прибыли.

Цель: конкретизация поиска резервов повышения П (т.е. сделать анализ > целенапр., устан. по каким видам прод. произ. нежелат. измен-я).

Введем след. усл. обознач-я:

q – кол-во реализ. Продукции данного вида в нутуральном выражении.

p-цена данного вида родукции

 

s-с/с данного вида продукции

∑ qp – выручка от продажи по всему объему(общая выручка)

∑ qs – с/с всей реализованной продукции(РП)

∑qn – прибыль по всей РП

П = OP-C=∑qp-∑qs (13)

=∑q(p-s)= ∑qn (14)

На изменение П по изделию влияют те же факторы, что и на ∆ П от продажи в целом, т.е. й (V реализ-ции), с/с отд. видов реализ. прод (S), цены (P).

Для опред. Влияния этих факт. Исп. Метод цепных подстановок.

1й фактор влияния q

∆Пq=∑(q1-q0)n0 (15)

2й фактор влияния P

∆∏=∑(p1-p0)q1 (16)

3е влияние c|c – S

∆∏=∑q1(s1-s0) (17)

Показатели базового периода пересчит. на 08 г. V реализ по кажд. изд-ю.

∑q1p0 = (20*80+18*70+10*151,6)= 4376 тыс. руб.

∑q1s0=80*15+70*4+151,6*1,89=3409 тыс. руб.

∑q1n0 = 80*5+70*4+151,6*1,89 = 966,5 тыс. руб.

Проверка : 4376 – 3409,5 = 966,5 тыс. руб.

Обобщим полученные данные в след. таблице.

Показатели Базовый период Базовые данные пересч на отч. Отчетный период
выручка 526,2
с/с 3409,5
п 966,5

∆∏ = 1118-699=419 тыс. руб.

1)∆∏= 966,5-699=267,5 тыс. руб. Экспресс = 327

2)∆∏= 5262-4316=826 тыс. туб. Экспресс =564

3)∆∏= -(4144-3409,5)=-734,5 тыс. руб. Экспресс =-472

Проверка: 267,5+826 = 734,5 тыс. руб.

При экспресс используется обобщенный индекс цен (инф-ции), а здесь конкретные цены по видам продукции.

Этот анализ более точный. Докажем это. Проведем расчет влияния П в разрезе отд. Видов прод-ции.

Факторы Изменение количества РП (g) ф-ла 15 Изменение цены изделия (р) ф-ла 16 Изменение с/с (s) ф-ла 17 Итого
Изделие
А (10-50)х5=150 - -240 -90
Б (77-55)х4=60 (22-18)х70=280 -420 -80
В (151,6-121)х1,89=57,8 (14-10)х151,6=606,4 -74,3 589,9
Итого 267,8 886,4 -734,3 419,9

Прибыль увеличилась только по изд. В, в то время как изд. А и В им. Место уменьшение П. Уменьшение П получаются за счет увеличения с/с. Уменьшение с/с является главным резервом дальнейшего увеличения П.

Наиб. Выгодным для предприятия явл. Изд. А ( у него самая выс. Р=20р). Предприятию следует искать возможность увеличения продажи по данному изделию, заниматься менеджментом, мониторингом этой продукции.

Самым менее затратным явл. Изд. В ( у него самая низкая с/с. Увеличение с/с было компенсировано увеличением цен и объемов продаж. На предприятие следует проверить соотв. цены качеству.

Провед. Нами анализ показ., что именно он необходим для управления прибыльно, однако провед. Этого анализа связано со след. условиями:

-необх. учета фактич. реализации по ценам и с/с не только отч. но и базового периода.

-необх. Калькуляция с/с , чтобы с/с и цена были обоснованы соответственно.