Факторы изменения прибыли от продаж и методика их анализа.
Анализ структуры и динамики Прибыли до налогообложения
В процессе анализа БП изучается ее структура (уд вес каждого элемента) и динамика. Согласно формуле БП зависимость БП от ее факторов носит аддитивный характер, т.е. БП есть алгебраич сумма факт слагаемых.
Слагаемые БП | Баз. период | Отчетный период | Влияние на БП | ||||
∑ | уд вес % | ∑ | Уд вес % | ∑ | % к баз БП | ||
П(У)от пр | 109,05 | 85,47 | 65,36 | ||||
% к пол | - | - | - | - | - | - | |
% к уп | - | - | - | - | - | - | |
Д от уч | 3,12 | 15,60 | 28,71 | ||||
Прочие Д | 12,48 | 10,6 | 8,10 | 4,05 | |||
Прочие Р | -158 | -24,65 | -120 | -9,17 | 5,93 | ||
Итого ФР (2+4+5+6) | -58 | -9,05 | 14,53 | 38,69 | |||
П до н\о | 104,06 |
В пред преиоде П была получена главным образом от основной деятельности (109,5%). Неосновная деятельность была убыточна (-9,05%). В отч периоде 85,57% принадл П от осн деят-ти, 14,5% - Д по прочим операциям. Структура БП несколько улучшилась. Увелич доля прочих Д, уменьш доля прочих Р.
Все слагаемые факторы подействовали в сторону увеличения БП, но гл источником роста является увеличение прибыли от родаж на 419 т.р., БП увел на 65,38%.
Увел источник пополн БП – Д от участия в других орг. Увел Б соот-но на 28, 71%. За отч период достигнуто уменьшение прочих расходов – дало положительное влияние на 9, 93%, а так же увел Пдох-в на 26 т.р. Цель анализа – предотвр подобные потери в будущем. По итогам АХД должны быть установлены неисп-е резервы возможного увелич БП.
Резервы: ликвидация убытков по зависящим от данного предприятия причинам (хищения), убытки по операциям прошлых лет, выявл в отч периоде, невыполнение условий договоров – штрафы. Убытки возникают из-за недостатков организации ведения БУ. Должен быть разработан план мероприятий по уменьшению убытков.
Прибыль от продаж является наиболее существенной частью общего финансового результата.
Экспресс анализ прибыли от продаж
3 группы факторов, влияющих на изменение прибыли
1) изменение учетных цен
2) изменение объема продукции
3) изменение с\с продаваемых товаров, работ, услуг.
Анализ ведется методом цепных подстановок на основе ф №2 и условий показателей, которые называются подстановками.
1. Условная выручка - ОРусл; ОРусл= ОР1: индекс цен
Данные об индексе цен ежеквартально публикуются в «Российской газете». На предприятии – в пояснительной записке к год. отчету.
Индекс цен равен 1,12.
2. Условная с\с – с\с базового периода пересчитанная на фактический объем продаж.
С ус=С0* Iop – фактический объем продаж отчетного
Iop=OPусл \ ОРо
· ∆ Прод цен ∆ Пцен=ОР1-ОРо
· ∆ объема продаж ∆Ппр= По*(Iop-1) 1- темп уменьш ОР
· Влияние полной с\с ∆Пс\с=с\с1-с\с усл – результат с обратным знаком
Проверка: ∆Пцен+∆Ппр+∆П с\с=П1-По
Факторный анализ Прибыли от продаж
Показатели | Пред период | Отч период | Пост-ки | |
Выручка нетто от продаж | 5262\1,12=4698 | |||
Полная с\с реализ прод (020+039+040) | 2501*1,4681(*)=3672 | |||
П от продаж (1-2) | х |
(*) Iop=4698:3200=1,4681
∆П=1118-699=419 (419\699=59,94%)
Расчет влияния факторов
Наим факторов | Порядок расчета влияния | Размер Влияния (+\-) | ||
В т.р. | В % к баз∑Ппрод | |||
Изм прод цен | 5262-4698 | +564 | 564\699*100=80,7% | |
Изм V продаж | 699(1,4681-1) | +327 | 46,8% | |
Изм полн с\с | (4144-3672) | -472 | -67,5% | |
Итого (проверка) | 1118-699 | 59,9 |
На предприятии прирост прибыли составил 419 т.р по сравнению с прошлым годом, а мог бы сост-ть 891 т.р. (564+327), если бы не подорожали затраты, рост которых был компенсирован повышением продажных цен.
Увеличение цен оправдано, если оно произошло в результате улучшения кач-ва продукции; и если продукция имеет сбыт.
Факторы, на которые предприятие должно влиять: увеличение ОР, уменьшение с\с, но увел ОР имеет естеств границы – наличие спроса, безгранич резервы заключены в уменьш с\с.
Удельный анализ прибыли.
Цель: конкретизация поиска резервов повышения П (т.е. сделать анализ > целенапр., устан. по каким видам прод. произ. нежелат. измен-я).
Введем след. усл. обознач-я:
q – кол-во реализ. Продукции данного вида в нутуральном выражении.
p-цена данного вида родукции
s-с/с данного вида продукции
∑ qp – выручка от продажи по всему объему(общая выручка)
∑ qs – с/с всей реализованной продукции(РП)
∑qn – прибыль по всей РП
П = OP-C=∑qp-∑qs (13)
=∑q(p-s)= ∑qn (14)
На изменение П по изделию влияют те же факторы, что и на ∆ П от продажи в целом, т.е. й (V реализ-ции), с/с отд. видов реализ. прод (S), цены (P).
Для опред. Влияния этих факт. Исп. Метод цепных подстановок.
1й фактор влияния q
∆Пq=∑(q1-q0)n0 (15)
2й фактор влияния P
∆∏=∑(p1-p0)q1 (16)
3е влияние c|c – S
∆∏=∑q1(s1-s0) (17)
Показатели базового периода пересчит. на 08 г. V реализ по кажд. изд-ю.
∑q1p0 = (20*80+18*70+10*151,6)= 4376 тыс. руб.
∑q1s0=80*15+70*4+151,6*1,89=3409 тыс. руб.
∑q1n0 = 80*5+70*4+151,6*1,89 = 966,5 тыс. руб.
Проверка : 4376 – 3409,5 = 966,5 тыс. руб.
Обобщим полученные данные в след. таблице.
Показатели | Базовый период | Базовые данные пересч на отч. | Отчетный период |
выручка | 526,2 | ||
с/с | 3409,5 | ||
п | 966,5 |
∆∏ = 1118-699=419 тыс. руб.
1)∆∏= 966,5-699=267,5 тыс. руб. Экспресс = 327
2)∆∏= 5262-4316=826 тыс. туб. Экспресс =564
3)∆∏= -(4144-3409,5)=-734,5 тыс. руб. Экспресс =-472
Проверка: 267,5+826 = 734,5 тыс. руб.
При экспресс используется обобщенный индекс цен (инф-ции), а здесь конкретные цены по видам продукции.
Этот анализ более точный. Докажем это. Проведем расчет влияния П в разрезе отд. Видов прод-ции.
Факторы | Изменение количества РП (g) ф-ла 15 | Изменение цены изделия (р) ф-ла 16 | Изменение с/с (s) ф-ла 17 | Итого |
Изделие | ||||
А | (10-50)х5=150 | - | -240 | -90 |
Б | (77-55)х4=60 | (22-18)х70=280 | -420 | -80 |
В | (151,6-121)х1,89=57,8 | (14-10)х151,6=606,4 | -74,3 | 589,9 |
Итого | 267,8 | 886,4 | -734,3 | 419,9 |
Прибыль увеличилась только по изд. В, в то время как изд. А и В им. Место уменьшение П. Уменьшение П получаются за счет увеличения с/с. Уменьшение с/с является главным резервом дальнейшего увеличения П.
Наиб. Выгодным для предприятия явл. Изд. А ( у него самая выс. Р=20р). Предприятию следует искать возможность увеличения продажи по данному изделию, заниматься менеджментом, мониторингом этой продукции.
Самым менее затратным явл. Изд. В ( у него самая низкая с/с. Увеличение с/с было компенсировано увеличением цен и объемов продаж. На предприятие следует проверить соотв. цены качеству.
Провед. Нами анализ показ., что именно он необходим для управления прибыльно, однако провед. Этого анализа связано со след. условиями:
-необх. учета фактич. реализации по ценам и с/с не только отч. но и базового периода.
-необх. Калькуляция с/с , чтобы с/с и цена были обоснованы соответственно.