Анализ структурных сдвигов в составе продукции.

Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции.

Кроме объема основными характеристиками продукции являются также:

  • ее структура
  • номенклатура
  • ассортимент

Эти показатели объема продукции уровень и динамику с\с продукции, оборачиваемость и финансовая устойчивость организации.

Структура продукции – соотношение определенных ее видов в общем объеме продукции.

Номенклатура продукции – укрупненный перечень наименьших видов продукции и их видов в соответствии с общероссийской классификацией промышленной продукции.

Под ассортиментом понимается детализированный в соответствии с договорами перечень номенклатуры продукции с указанными по каждому виду количества и той или иной модификации.

Способы анализа показателей:

Оценка выполнения планов по номенклатуре отличается от способа выполнения оценки по ассортименту. В первом случае достаточно ответить на вопрос «выполняются или не выполняются планы по номенклатуре». Независимо от % его выполнения по каждой позиции.

Оценка по ассортименту осуществляется в натуральном выражении. План выполнен, если он выполнен по каждой позиции. При анализе принято рассчитывать сводную оценку выполненного плана. Способы:

  1. наименьшего % - определяется % выполнения плана по каждой позиции, затем выбирается минимальный
  2. способ расчета среднего % (индекс ассортиментности) – деление стоимости фактического выпуска продукции в пределах плана на план (на основе стоимостного показателя).

Анализ факторов изменения объема реализации по формированию.

Расчет среднего % выполнения плана. ТАБЛ 2 – тыс.руб.

Виды продукции п/п По плану Фактически
Всего В том числе
В пред. Плана Сверх плана
Продук. А -
Продук.Б
Продук. В -
Итого
В % к плану 101,2 98,3 2,9

Индекс ассортиментности = Jас = 9260/9424*100%=98,3%

При выполнении плана по общему объему продукции на 101,2 % средний процент выполнения плана по ассортименту 98,3% за счет недовыпуска изделия В.

Структурные сдвиги возможны при выполнении плана, но при разной степени перевыполнения.

Структурные сдвиги оказывают существенное влияние на все стоимостные показатели работ предприятия – с\с, прибыль, эффективность хозяйственной деятельности, фондоотдача, рентабельность, производительность труда.

Структурные сдвиги могут быть оценены двояко:

  1. как изменяется в выпуске продукции доля изделий, имеющих неодинаковые продажные цены.
  2. Как изменяется удельная материалоемкости , трудоемкости, фондоемкости, рентабельности – МЗ/У, ЗП/У, Ам/У, П/У.

Это вытекает из состава оптовой реализации:

У=МЗ+ЗП+Ам+П (5)

При измерении объема производства по полным оптовым ценам более выгодным для предприятия является выпуск более материалоемкой, фондоемкой и рентабельной продукции, а также более дорогой. Это позволяет повысить стоимость продукции без дополнительных затрат труда.

Менее выгодной является трудоемкая продукция. Значит при анализе необходимо измерить искажающее влияние структурных сдвигов. Для этого применяют показатели:

· Чистой продукции (ЧП)

· Нормативной ЧП – НЧП

· Нормативной ЗП – НЗП.

Такое измерение продукции называется элементно-стоимостной

ЧП=ЗП+П (6)

Больше всего изменению физического объема продукции соответствует динамика НЗП. Этот показатель соизмеряет различные виды продукции по нормативам ЗП, разработанных на предприятии.

Они отражают не только количество но и качество труда. Недостаток: нормируется только ЗП основных производственных рабочих, а ЗП других категорий рабочих не включается – из-за сложности их учета по изделиям.

Расхождение темпов роста объема товарной продукции с темпами роста чистой продукции объясняются структурными сдвигами с точки зрения материалоемкости. Разница в % выполнения плана (динамики) по объему НЧП и НЗП свидетельствует об изменениях удельных весов изделий с различным уровнем рентабельности.

Определение влияния структурных сдвигов на изменение объема продукции с точки зрения цен консервной промышленности. ТАБЛ.3

Изделия План. цена, т.р. Объем пр-ва, т.услов.банок Объем продукции в плановых ценах, млн руб Изменение объема продукции за счет струк.сдвигов
По плану Факт. План Факт. при план.струк. Факт.
5=2*3 6=5* 7=2*4 8=7-6
А -4349
В -1210
С
D
Итого Х

 

Если бы план по выпуску отдельных видов консервов был перевыполнен равномерно, то общий объем продукции (при отсутствии структурных сдвигов) составил бы 98496 млн.руб. При фактической же структуре продукции ее объем в стоимостном выражении составил 100800 млн.руб., то есть больше на 2304. Можно сказать что растет доля более дорогих изделий в общем объеме производства – это положительно для предприятия.

Итак, мы имеем:

Изменение объемов продукции=100800-96000=4800 млн.р.

В том числе:

  1. изменение физического объема продукции = 98496-96000=2496
  2. структурные сдвиги в составе продукции = 10800-98496=2304

Итак, предприятие получило дополнительный прирост продукции за счет структурных сдвигов, за счет продажи более дорогой продукции С и D.

 

 

 

 

(7)

Определение влияния структурных сдвигов способом простых разниц.

Чтобы определить изменить объем продукции с точки зрения цен, нужно сопоставить индексы выполнения плана по продукции в стоимостном и натуральном выражении и эту разность умножить на плановую стоимость продукции.

(8)

Jоп=100800/96000=1,05

Jq=1,026

 

Расчет удельного веса изделий

  Удельный вес в %  
План Фактически  
А 35,95=5760/16023 30,66=5040/16440 Снижение
B 34,95 33,72 Снижение
C 17,12 19,27 Рост
D 11,98 16,35 Рост
Итого Х

Среднеплановая цена продукции:

96000/16023=5,991 млн.р.=5991 тыс.р.

На данном предприятии в составе выпуска растет доля изделий С и D, плановая цена, которая выше средней по продукции и уменьшение удельного веса изделия А, плановая цена которого ниже средней.

Таким образом благоприятные структурные сдвиги (приводят к приросту продукции а затем и прибыли) получены без соответствующих усилий со стороны предприятия.

В процессе анализа должны быть выявлены причины невыполнения плана в номенклатуре, ассортименте и т.п.

Причины:

Внешние – не зависят от предприятия:

  • изменение спроса на продукцию
  • недопоставка материальных ценностей
  • снятие заказов из-за отказов от договоров и др.

Внутренние: