Анализ выполнения плана и динамики объемов производства и реализованной продукции.
Задачи анализа, источники информации.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:
- Анализ обоснованности и реальности плановых показателей по выпуску и реализации. Проверка заключается в расчете обеспеченности плана реализации товарной массы. Объем товарной массы определяется остатком нереализованной продукции на начало периода «плюс» плановый выпуск товарной продукции «минус» плановый остаток на конец периода.
- Оценка динамики выполнения планов и бюджета по показателям объема , структуры и качества продукции. Приоритетным в анализе является сравнение с планом.
- Оценка влияния основных факторов на показатели выпуска и реализации.
- Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции улучшение ассортимента и качества.
- Принятие управленческих решений по освоению выявленных резервов.
Основным источником информации:
- Бизнес-план и его центральный раздел – производственная программа.
- оперативные планы и графики по выпуску и реализации продукции
- Ведомость № 16 из БУ.
- Форма №2
- Статистическая отчетность.
Форма П-1 – унифицированная статистическая отчетность и сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг. В ней отражается выпуск отваров и услуг в нетто-оценках (в отпускных ценах производства – без НДС и других косвенных налогов).
- Объем отгруженной продукции в фактически действительных отпускных ценах ( без налогов либо с налогами)
- Производство и отгрузка продукции (услуг) в натуральном выражении по каждому виду.
Отпускная реализация производителя (свободная рыночная):
с/с=Мат.Затраты+ЗОТ+Am/
ОЦ(Оптовая цена) = с/с+ П (прибыль)
ОЦП = (с/с+ П ) * (1+ставка по НДС)
Отпускная цена производителя – для безакцизной продукции
ОЦП для акцизной = (с/с+ П + Акцизы) * (1+ставка по НДС)
Анализ обычно начинается с оценки выполнения плана и динамики этих показателей. Для этого выделяют абсолютные отклонения , темпы роста и прироста показателей.
Выпуск | Реализация | |
Абсолютное отклонение | ||
Темпы роста | ||
Темпы прироста |
Дальше рассчитываются среднегодовые (для оценки динами темпы роста) по формуле среднегеометрической .взвешенной на основе годовых темпов. N – число лет в периоде.
- аналогично рассчитывается и по видам продукции.
Далее необходимо проанализировать и дать оценку выполнения планов поставок по договорам.
- это индекс объема реализации с четом поставок. Рассчитывается с нарастающим итогом к началу года.
Важность этого показателя: выполнение планов поставок оборачивается следующими последствиями:
- Уменьшение общей выручки приводит к снижению прибыли
- Штрафными санкциями
- Возможной потерей рынка сбыта
При анализе следует также обратить особое внимание на выполнение госзаказов, поставкам по кооперациям и экспорту. Следует оценить также риск невостребованности продукции – затоваривание, отсутствие спроса.
Риск измеряется величиной возможного материального и морального ущербы, возможной невостребованностью. Следует установить причины невыполнения договорных обязательств, они могут быть внешними и внутренними.
Внешние: неплатежеспособность покупателей, отказ покупателей от договора.
Внутренние: они устанавливаются на базе оперативного учета анализа выполненных поставок и группируются по центрам ответственности – отдел снабжения, производственный отдел, сбытовой отдел.
Обобщающие показатели объема производства в рыночной экономике является объем продаж. В зависимости от учетной политики может быть оценено двояко:
- по отгруженной продукции (как правило)
- по оплаченной продукции (такая оценка допускается в налоговом кодексе)
Чтобы управлять процессом реализации необходимо знать факторы формирующие объем продаж. Для этого используются формула баланса товарной продукции.
ОНТП на нач.года + ТП = ОНТП на кон.года + ОР (1)
ОНТП – остатки нереализованной товарной продукции.
Формула служит для связи показателей
Согласно формуле (1)
ОР = ТП +ОНТП на нач.года – ОНТП на конец года.
(2) – простейшая формула факторов зависимости объема реализации.
Более сложная формула товарного баланса, если исходит не из товара, а из валовой продукции:
(3) НВП – незавершенной производства – отличает валовую продукцию от товарной.
Если выручка учитывается по оплате, то товарный баланс предстает в следующем виде:
(4) – по неоплаченной продукции.
Пример факторного анализа на основе реализации на основе простейшей факторной модели, представленной ф (2). – это аддитивная зависимость.
Анализ факторов изменения ОР табл.1
Показатель | № п/п | По Плану | Фактически В отчетном периоде | Влияние на ОР | |
Тыс.руб. | В % (5/3) | ||||
Объем реализации (В ценах плана) | 1376/3200=43,0 | ||||
Тов.продукция – в ценах плана | 620/3200=19,38 | ||||
Изменение ОНТП | -200 | -956 | +756 | 23,62 |
5262/1.15=4576 – фактически/индекс цен
Вывод: прирост выручки (43%) от продаж отраж. прирост выпущенной товарной продукции (19,38%). Это свидетельствует о значительном сокращении остатков ГП на складе.
За счет роста выпущенной продукции – объем реализации вырос на 620 т.р. за счет сверхплановых снижений ОНТП, прирост объем реализации составил 657 т.р. Дальше необходимо установить причины изменения объема товарной продукции, снижения в остатках. Эти причины можно установить только по данным оперативного учета выпуска продукции по видам товаров, работ и услуг. Что касается товарной продукции - на ее изменение влияет обеспечение предприятия ресурсами и эффективностью их использования.