Е. Живопись. Архитектура
Д. Театр и музыка
1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-романтик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин.
2. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом.
3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».
1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета.
2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, созданный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером бытового жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, — необходимость духовно-нравственного обновления человечества.
3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников.
4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин построил Казанский собор — огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).
5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Дворцовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) с площадью искусств.
6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.
7. 30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что явилось причинами культурного подъема в России начала XIX в. ?
2. Почему именно в эпоху «железного занавеса» в николаевской России культура развивалась так бурно?
3. Что тормозило развитие культуры в этот период?
Тема: Россия во второй
половине XIX в.
Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Причины отмены крепостного права.
Б. Подготовка крестьянской реформы.
В. «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы.
Г. Реформа местного самоуправления (земская и городская).
Д. Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 60— 70-х годов XIX в.