В. Изменения в дворянском быту

Б. Архитектура. Искусство. Литература

1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2—3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля — 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный — церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника — «Автопортрет с женой».

5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

6. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой — смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

7. Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

 

1. После возвращения «великого посольства» из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

2. В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи — торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

3. Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней.Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему Петр 1 столь большое внимание уделял культурному развитию России?

2. Какие области русской культуры подверглись наибольшему реформированию? Почему?