Б. Создание коллегий. Местные органы власти

А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

Какие факты говорят о необходимости

экономических реформ в России в начале XVIII в.?

2. Какие новые черты приобрела экономическая сфера в период правления Петра Великого?

3. Есть ли связь между экономическими и социальными изменениями в стране (на примере реформ Петра Великого)?


Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти.

Б. Создание коллегий. Местные органы власти.

В. Церковная реформа.

Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах.

Д. Военные реформы.

1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...» Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

 

1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода — содержание армии и флота);

> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые — Камер- и Юстиц-коллегия — располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

2. В 1707—1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции — на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).

3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия — Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.