Женский костюм.
Этот период характеризуется появлением домов моды. Первый дом мод «haute couture» открыл Чарльз Фредерик Ворт. В 1845 году он переехал их Лондона в Париж и очаровал своими работами императрицу Евгению. Покровительство двора помогло мастеру утвердиться на Парижском модном рынке. Высокая мода салона Ворта «haute couture» предусматривала использование ручного труда, в ручную изготавливались кружева, делались вышивки. Каждая модель делалась в одном экземпляре и имела порядковый номер. Модели шьют впервые с использованием манекенщиц (одной из первых манекенщиц была жена Ворта). Узоры для тканей делаются специально, с привлечением модных художников. Ворт впервые начал делать небольшие творческие коллекции моделей, подписывать свои изделия своим именем, изобрел кринолин и турнюр.
Естественно, платье от кутюр было очень дорогим удовольствием. Кроме Ворта в XIX веке прославились мадам Вионе (изобретшая крой по косой) и мадам Пакен.
Сексуальность образа женственности второй половины XIX века, напускная и ложная стыдливость, утрирование женских анатомических особенностей обрушили гнев феминисток на создателей и распространителей этой моды и сами костюмы. Считая корсет и кринолин символом угнетения и подавления женщин, начиная с 60-х годов, в Англии, Америке, Германии представлялись попытки произвести на свет новый тип женского платья, полностью скрывающего формы тела. Этот реформаторский костюм-мешок был назван «мундиром женской эмансипации». Штанишки - блумерсы, популярные в конце XIX века, названы, в честь мисс Амалии Дженкс Блумер, сторонницы эмансипации, предложившей их в качестве повседневной одежды. Идею «женщины в брюках» общественность подвергла резкой критике, но при этом, оставив их для любительниц активного отдыха, поскольку ничего более приличного предложить, не смогла. «Турецкая форма» этих штанов позволяла скрыть брючный покрой, создав иллюзию широкой юбки, как требовали правила женского костюма. В русле протеста против сексуального угнетения была предпринята попытка реформы костюма.
Одежда и обувь.Костюм в целом перегружен деталями, силуэт удлиненный. Белье дорогое, шелковое с вышивкой и кружевами. Нижняя юбка была узкой. В моде цельнокроеные платья, по фигуре до середины бедер, лиф был облегающий с длинными рукавами. Фигура плотно обтянута при помощи корсета. Юбка была прямая, бедра подобранные назад драпированными с бантовыми складками полотнищем, которое называлось трен. К лифу сверху пришивали вторую юбку, подобранную со всех сторон и драпированную сзади и с боков.
Теперь объем переносится на заднюю часть юбки, создавая более «компактный» вариант платья при помощи турнюра – волосяной или металлической подушечки, закрепленной на талии при помощи пояса. Необходимым атрибутом платья остается глубокое декольте в форме каре.
Ч. Ворт использовал особенность конструкции платья, точнее, разделение на лиф и юбку для создания «экономного», удобного платья - к одной юбке прилагалось два лифа: повседневный и нарядный. Предложенное нововведение пришлось по вкусу, как в среде буржуазии, так и аристократии.
Утонченность силуэта, вытянутость пропорций обеспечивались кроем, заимствованным в средневековом костюме, популярность псевдоготического стиля была навеяна романами Вальтера Скотта еще в первой половине XIX века. Материнство, добропорядочность были вновь признаны главными добродетелями женщины. Отсюда также пришла мода на клетчатые ткани, «шотландку», активно используемые как в мужском, так и женском костюме.
Чарльз Ворт предложил и турнюр — пышную сзади юбку на каркасе. При помощи специальной подушечки, которая так же называлась турнюр, которая подкладывалась на зад чуть ниже линии талии на особый каркас (металлический или из китового уса) достигался акцент на линию бедер. Если открытая грудь предлагала намек на сексуальную игру, то подчеркнутые будра при узком в целом силуэте, создавали иллюзию большей интимности. Другой вид турнюра — ватный валик, прикрепленный к нижней юбке. Так же в это время популярны оборки, подол юбок обшивали гофрированными или складчатыми воланами.
С одной стороны, новая мода сохраняла законы женственной привлекательности, подчеркивая и утрируя формы тела, а с другой, дамы стали вести относительно свободную в передвижении жизнь. Турнюр обрисовывал боковую линию бедер и позволял пройти в узкие двери вагонных купе, омнибусов, конок. Хотя, долгое время моральные законы приличия не разрешали дамам ездить на верхних этажах общественного транспорта.
Так носят платье принцесс, с гладкой спинкой с заложенными внутренними складками, распускающимися к низу. Платье с полонезом представляло собой платье с цельнокроеной спинкой или передом, длинной до колена. Носили такое платье обычно с длинной юбкой обычного покроя.
Для визитов платье модно дополнять белым галстуком в виде банта, широким кожаным поясом, так же в моде лифы со вставками в виде манишек с воротничками.
Историзм проявляется в моде на элементы национального костюма. В конце 1870-х впервые в костюме появляется морская тема.
Таким образом, женщина становилась похожей на русалочку. Нарядные платья не имели рукавов, юбка на них была со шлейфом или плиссированной оборкой. Шлейф мог быть и на костюме для визитов.
Юбки укорачиваются спереди, поэтому обувь становиться изящнее.
Цвет. По-прежнему носят белое, но популярны светлые (или темные). нежные оттенки желтого, голубого, розового. Продолжают носить одежду из тканей в клетку, полоску, мелкий цветочек.
Ткани. В связи с развитием текстильного производства ассортимент тканей увеличивается. В моде блестящий атлас, тонкий шелк. Платья шьют и из парчи, бархата, шерсти. Активно используют кружева. Женские платья делают из узорчатых роскошных тканей, с вышивкой, расшитых жемчугом. Молодые больше носят светлые оттенки, а дамы в возрасте — более темные.
Прически и головные уборы.Используют шиньоны. Длинные волосы, завитые в локоны спускались на спину, спереди волосы высоко зачесывали наверх. Прически украшают жемчугом. Страусовыми перьями, приколотыми брошью, в моде диадемы. Молодежь украшает прическу лентами и цветами.
Шляпки в моде небольшие изящные с вуалью, носят их, слегка надвинув на лоб. Вуаль часто опускают на лицо и завязывают сзади на тулье. Шляпы изготавливаю из фетра бархата, отделывают цветами, стеклярусом, бантами, перьями. В 1870-е шляпы подвязывают лентами под подбородком, в 1880-е шляпы не всегда имеют ленты. Шляпа должна была соответствовать платью, его отделке. Летние шляпки делали с плиссированными полями из кружев, тулья украшалась лентами, бантами. Цилиндр остается частью костюма для верхней езды.
Косметика и украшения.Перчатки носят преимущественно светлые, в тон к платью. Бальные перчатки — длинные, так как бальные платья без рукавов, на перчатки сверху одевают браслеты. В моде зонтики, обшитые по краю кружевом или с оборками. Костюм для визитов обязательно дополнялся веером. Сумочки носят редко, так как костюм дополнялся карманами.Костюм часто дополняет боа — шарф из меха или перьев.
К платью с декольте дамы надевали колье в тон к серьгам, молодые барышни — медальоны, кулоны на ленте или цепочке.Дневное платье дополняли брошью, серьгами, цепочкой для часов, парой колец и парой браслетов. Блестящие камни были принадлежностью нарядного, вечернего туалета. В моде большие круглые броши с венецианской мозаикой и жемчужиной.