Блок 5. Ценностный компас.

Блок 4. Что за горизонтом?

Блок 3. Общение – роскошь, которой надо учиться.

Диапазон общения: гармония – конфликт. Действия по преодолению конфликтности. Природа различий в миропонимании. Толерантное восприятие иных ценностных установок. Алгоритмы толерантного общения. Круги общения: коллегиальность, дружба, партнерство. Корпоративный дух. Лики любви: влюбленность и любовь. Женственность и мужественность.

Противоречивость жизненных коллизий. Нравственный выбор поступка. Искушение соблазнами «легкой жизни». Алгоритмы сильной воли. Идеалы и антиидеалы. Смысл жизни: многогранность толкований. Ценность жизни. Программирование жизненного пути.

Трансформация ценностного сознания. Сущность богатства. Неотчуждаемые ценности. Идеалы-идолы-фетиши. Внешнее и внутреннее в человеке, стереотипы и творчество, действительное и мнимое. Самодостаточность личности. Действовать здесь и сейчас – жить в настоящем. Активность и самодеятельность – основания для самореализации.

 

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (30 ЧАСОВ)

Содержание работы Литература Часы неделя
Тема: Здравствуйте! Разрешите представиться? Цель занятия: Способствовать развитию у студентов ценностного отношения к себе. Форма организации: моделирование, групповая работа, беседа, дискуссия. 1. Установление психологического комфорта в группе для создания обстановки успешного общения в учебной и внеучебной деятельности; 2. Выявление уровня самооценки; 3. Формирование навыков рефлексии и самопрезентации. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Мой новый статус: студент Цели занятия: Осознанная рефлексия студентов по поводу новой социальной роли. Форма организации:работа в парах, беседа, обсуждение, комментированное чте­ние, экспресс-опрос 1. Представления о ценности образования; 2. Характер склонности к обучению; 3. Влияние темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Люди, которые играют в игры Цели занятия: Активизация ценностного восприятия других людей. Форма организации:ролевая игра, тренинг, комментированное чтение. - 1. Представления о многоролевой идентичности; - 2. Многоканальное межличностное и группо­вое общение; 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Игры, в которые играют люди. Цель занятия: Знакомство студентов с моделями поведения и ценностными уста­новками в мире взрослой жизни. Форма организации: :моделирование, комментирование идей. 1. Представления о формировании имиджа; 2. Дискуссия о «двойных стандартах» и распознавании подлин­ного и мнимого в человеческом поведении. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Гармония или конфликт? Цель занятия: Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми. Форма организации:мозговой штурм, метаплан, моделирование ситуаций, тре­нинг. 1. Преимущество гармоничных взаимоотношений перед конфликтными; 2. Стереотипные особенности поведения личности в конфликтной ситуации. 3. Действия по преодолению конфликтов. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Парадигма толерантности. Цель занятия: Развитие толерантности в общении. Форма организации:мозговой штурм, ролевая идентичность, релаксация, тре­нинг, комментирование идей, моделирование. 1. Толерантное восприятие других жизнен­ных позиций, установок ценностного сознания; 2. Природа различий во взглядах на жизнь; 3. Алгоритмы действий по преодолению конфликтности и дос­тижению толерантности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Коллегиальность, дружба, партнерство Цель занятия: Развитие ценностного отношения к дружбе и взаимопониманию людей. Форма организации:комментированное чтение, ролевая игра, мозговой штурм. - 1. Корпоративный дух в различных груп­пах участия; - 2. Представление о ценности совмест­ной деятельности (учебной, трудовой, дружеской, партнерской); - 3. Дружба как нравственное чувство. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Лики любви Цель занятия: Развитие ценностного отношения к себе и другим людям. Форма организации:комментирование идей, метаплан, самодиагностика. 1. Формы, признаки проявления любви в юношеском возрас­те; 2. Состояния любви, ее грани и оттенки; 3. Идентификация чувства влюбленности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Женственность и мужественность Цель занятия: Развитие ценностных отношений к представителям противоположного пола Форма организации:метаплан, дискуссия, ролевая игра. 1. Представления о полоролевых статусах с позиций традици­онной и современной морали; 2. Изменчивость традиционных гендерных предписаний. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Мир совсем не прост Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:анализ, метаплан, комментированное чтение. - 1. Противоречивость современных жизненных коллизий; - 2. Нравственный выбор поступка; - 3. Жизнь в ее разных сторонах: привлекательных и отталкивающих. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Как устоять перед соблазнами? Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:мозговая атака, дискуссия, тренинг, самодиагностика. - 1. Противоречивость жизни с ее соблазнами и перспективами оказаться - «за бортом»; - 2. Алгоритмы поведения, препятствующие актив­ному вовлечению в нежелательные группы, занятия; - 3. Самовоспитание сильной воли. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Диалог о бедности и богатстве Цель занятия: Развитие представлений о духовной и материальной состоятельности человека. Форма организации:комментированное чтение, моделирование, сравнительный анализ. 1. Тенденция трансформации сознания в современных обще­ствах от материальных (вещных) ценностей к приоритету нематери­альных ценностей; 2. Богатство как единство духовного и материаль­ного в жизни человека; 3. Смысл неотчуждаемых характеристик-свойств личности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Не сотвори себе кумира Цель занятия: Формирование нравственных идеалов. Форма организации:метаплан, ролевая игра, дискуссия. - 1. Многозначность представлений об идеале; - 2. Различие между идеалами, идолами, фетишами; - 3. Внешние формы и внутренние качест­ва человека, действительное и мнимое. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Можно ли программировать жизненный путь? Цель занятия: Развитие ценностного отношения студентов к себе и своему будущему. Форма организации:комментированное чтение, метаплан, дискуссия, самодиаг­ностика. 1. Многообразие научных и вненаучных (оккульт­ные, религиозные, обыденные) толкований смысла жизни; 2. Значение факторов и условий, которые определяют про­граммирование жизненного пути; 3. Ценности, раскрывающие смысл жизни. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Тема: Всегда иди дорогою Добра! Цель занятия: Развитие у студентов способности к самопознанию. Форма организации:метаплан, рефлексия, самодиагностика, дискуссия. - 1. Подведение итогов обучения; - 2. Обсуждение результативности - самопознания как вида деятельности; - 3. Установка на самосовершенствование. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.
Итого :   30 ч.  

2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ – СРОП (30 часов)