Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Концепция культуры в социальной и культурной антропологии

 

В середине XIX столетия в европейской науке — биологии, этнографии, антропологии, истории культуры — широко распространились идеи эволюционизма Центральное понятие этого направления «эволюция» — плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого объекта процесса развития.

Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии: появилось большое число исследователей культур разных народов, которые посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собственности, морали, права Идеи эволюционизма позволили показать зависимость современного состояния культуры от прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов и применяя при анализе культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы, эволюционисты стремились выявить основные закономерности культурного процесса.

В русле нового научного направления наибольшую известность приобрели исследования английского ученого Эдуарда Бернеттпа Тайлора (1832—1917). Основные его идеи изложены в работах «Исследования в области древней истории человечества» (1865) и «Первобытная культура» (1871).

Тайлор сформулировал основные принципы культурологии, исследующей культуру народов, находящихся на различных стадиях исторического развития. По его мнению, культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества Явления культуры существуют у каждого народа, что служит прямым доказательством наличия общих законов происхождения и развития разных народов.

Из идеи уникальности каждой культуры, которая сравнивалась с живым организмом. Новое же возвращение к идеям эволюционизма произойдет лишь в неоэволюционизме середины XX в.

 

 

В конце XIX — начале XX в. на смену эволюционизму пришла теория исторической типологии культур, которая подвергла обоснованной критике идею об однолинейности и стадиальной последовательности исторического развития культуры. Согласно новой теории, в мире существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур. Каждый народ имеет свой особенный облик, вносит свой вклад в развитие культуры всего человечества. Все культуры автономны, а единство человечества складывается из многообразия локальных цивилизаций.

Новый подход к исследованиям культуры оказался настолько популярным, что породил целую группу концепций «локальных цивилизаций», основанных не на христианской концепции линеарной истории, не на эволюционистской парадигме, рассматривающей развитие культуры как единый поступательный процесс чередования все более прогрессивных этапов развития, а на отрицании линейного движения во времени единой культуры. Теперь ученые признают существование независимых друг от друга локальных культур, подобных живым организмам, вспыхивающих и угасающих в разных местах земного шара, не совпадающих друг с другом во времени и пространстве Автором первой подобной культурологической концепции стал русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885).

Основные идеи своей концепции культуры Данилевский изложил в книге «Россия и Европа» (1869), где взамен «произвольных» систем общественного прогресса предложил «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории исходя из определенных типов ее развития и считая временную классификацию второстепенной.

Исходным пунктом его теории стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса в качестве охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока Не согласен он и с точкой зрения, считающей современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития и оценивающей культуру других народов с точки зрения ее соответствия европейской культуре. Данилевский отвер-