Марксистская концепция культуры

Глава 2. Культурологические теории XIX века

Литература

 

1. Вико Д Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1992.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

4. Гулыга А. Кант. М., 1981.

5. Гулыга А. Гегель. М, 1970.

6. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.

7. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

8. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

 

 

 

XIX век стал временем рождения собственно культурологических концепций, которые с новых методологических позиций обратились к изучению человека и его проблем. При этом произошло разрушение классической концепции культуры, вызванное разочарованием в возможностях разума. Были развеяны просветительские иллюзии о возможном преодолении противоречий в общественной жизни и природе человека.

Философы и ученые второй половины XIX в. по-разному подходили к анализу проблем истории и культуры. Среди этих подходов следует назвать марксизм, давший материалистическое истолкование истории и культуры; позитивизм, сводящий исследование к сбору и систематизации эмпирических фактов; а также очень мощную струю иррационализма, пытавшегося объяснить культуру через досознательное или подсознательное.

 

 

Марксистская концепция культуры была разработана немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818—1883) и его соратником Фридрихом Энгельсом (1820—1895). Она базируется на материалистическом понимании истории, рассматривая культуру в непосредственной связи с человеческим трудом и производством материальных благ. В обосновании своей теории Маркс использовал многие идеи Гегеля, развив и пересмотрев их в русле нового подхода, поэтому в некотором смысле марксистская концепция культуры стала продолжением и развитием классической философской традиции.

Сами основоположники марксизма не считали себя культурологами не только потому, что во время их жизни культурологии не существовало как отдельной научной дисциплины, но и потому, что вопросы культуры определенных общественных условиях и отвечает определенным общественным потребностям. А сами эти условия и потребности зависят в конечном счете от материальных отношений людей, отвечающих данному уровню овладения человеком силами природы.

Разумеется, было бы нелепостью искать экономические причины для всех явлений и процессов культуры. На них влияет также уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни и средствами культурного развития. Сложность процесса социальной детерминации культуры проявляется в том, что связь между общественными условиями и культурой многообразна и исторически конкретна.