XYI-XYIII вв. – Российское царство (с 1547-коронация Ивана IY по 1721).

XY-XYI вв - формирование, расцвет и упадок Московского царства (1480, 1485-1547).

Середина XIII в.- 1480 г. – политически раздробленная Русь находилась под монгольским игом, формирование Московского княжества.

Середина IX в. – середина XIII в. –древнерусского государства «Киевская Русь» , выделяются 3 этапа (формирование, расцвет и упадок или перитод феодальной раздробленности).

YIII –середина IX вв. – протопериод отечественной истории

6- XYIII – 1917 г. – Российская империя (22.10.1721 г. – провозглашение империи или коронация Петра I императорской короной – 1.09.1917 г.- объявление Керенским России республикой).

7- Российская республика (1.09. – 25.10.1917 г.).

8- Российская Советская республика (25.10.1917 г.- провозглашение на II съезде Советов советской республики – 30.12.1922 г., образовании СССР).

9- Советский Союз (30.12.1922 г. – 8-11.12.1991 г., подписание Беловежских соглашений о роспуске СССР и образовании трех новых государств:РФ, Украины и Белоруссии).

10- Российская Федерация или Россия (8-11.12.1991 г. по настоящее время)

YIII –середина IX вв. – протопериод отечественной истории, когда славянские племена расселились на территории Восточной Европы. Это были союзы племен, родов и соседских общин. У каждого из них были свои культы и верования. Некоторые из них объединялись в протогосударства, т. е. непрочные догосударственные объединения. Например, Славия (династия Гостомысла. Поэтому YII –середину IX вв.историки считают периодом протогосударства.

Середина IX в. – середина XIII в. –формирование, расцвет и упадок древнерусского государства «Киевская Русь».

Известные князья:

-Рюрик (862-879);

-Олег (879-912);

-Игорь (912-945);

-Ольга (945-957);

-Святослав (957-972);

Владимир (980-1015);

-Владимир Мономах (1113-1125).

С середины IX в. по середину XIII в. древнерусское государства «Киевская Русь» становится в Ойкумене вторым по значимости государством после Византии. Византия наряду с норманнами и Хазарией оказала важное влияние на формирование древнерусского государства «Киевская Русь».

 

Середина XIII в.- 1480 г. – феодальная, политически раздробленная Русь находилась под монгольским игом.

Феодальная, политически раздробленная Русь на месте условно единого государстваобразовалось с середины XII в. после внесения изменений в «Русскую правду» Владимиром Мономаха, позволявшая образование боярских вотчин, и съезда князей Рюриковичей в г. Любече в 1110 г., провозгласившего право князей только на вотчины, доставшиеся ему от отца. Территория Киевской Руси фактически распалась на 15-250 территорий с разноформатными формами правления. Наиболее крупными являлись три территориальных образований: Северо-запад ( Новгород, Псков, Вятка), Юго-запад (Галич, Волынск), Северо-восток (Владимир, Суздаль, Ростов).

В период с середины XIII в. по 1480 г. большая часть из этих княжеств платила дань Золотой Орде. Этот период русской истории принято называть периодом татаро-монгольского ига. Итоги периода татаро-монгольского ига: оказало влияние на формирование на месте древнерусской народности трех: великорусской, малоросской и белорусской, их специфичности развития, потерю отдельных земель?

XY - XYII вв. – формирование(1476 –отказ Ивана III платить дань монголам, 1480 г. – стояние на р. Угре и вопрос об уплате дани не возникал больше никогда, что означало полную суверенность Московского государства ) расцвет и упадок Московского царства.

Еще в период господства татаро - монголов развивалось движение за государственную самостоятельность под руководством Ивана Калиты (1328-1341), Дмитрия Донского (1361-1389, знаменитая Куликовская битва объединенного русского войска с монголами), Ивана III (1462-1505).

Большой вклад в развитие Московского царства внесли Василий III (1505-1533) и Иван IY (1533-1584), Алексей Михайлович (1645-1676).

«Великая смута» начала XYII в. не смогла уничтожить Московское царство, хотя многие земли вплоть до 1634 г. были заняты поляками и шведами..

 

 

1) Этногенез восточных славян (расселение, виды деятельности, общественный строй, культы, быт) I-V — середина IX вв.

В первой половине, по свидетельству «отца истории» Геродота, славяне занимали территорию между средним течением Днепра и Вислы. Севернее их жили балтские племена, восточнее – финно-угорские, южнее – сарматские.

Начавшиеся в III в. в Центральной Азии войны за пастбища в период длительной засушливости обусловили так называемое Великое переселение народов. К IY в. оно докатилось до Восточной и Западной Европы. Вторгшиеся тюркские племена мадъяров, печенегов и др. потеснили на запад племена готов, ранее обосновавшихся в Причерноморье. Славянам пришлось потесниться, а иногда и бежать на запад, юг, северо-восток.

В ходе расселения у славянских племен в Y-YII вв. происходило разложение племенного строя, образования новых общностей: не только кровнородственных, но и соседских. Новые объединения людей стали носить территориально-политический характер, что отражалось в их наименованиях: древляне (живущие в лесу), поляне (живущие в полях), бужане (от реки Буг).

У славян в I тысячелетии формируется пашенное земледелие, которое было переложным ( землю очищали от леса, использовали, затем после истощения забрасывали на несколько лет, и новый круг) на юге и подсечное на севере. Оружием вспашки земли было рало, орало или соха (это синонимы). К концу I века появляется плуг с лемехом, который подрезал землю глубже, чем сошник и переворачивал пласт земли. Таким образом, основу питания славян составлял хлеб, отсюда уважительное отношение к нему, слова «житница», «жито». На юге сеяли пшеницу, на севере – рожь.

Кроме того, славяне занимались скотоводством (коровы, лошади, овцы), охотой, рыболовством, бортничеством (сбором дикого меда).

Хозяйственной единицей или ячейкой общества была малая семья, как правило, вместе жили 3 поколения. Семьи объединялись в общину – родовую, затем племенную или соседскую. Общины соединялись в княжества, а княжества – в союзы княжеств. Таким образом, структура общностей славян чаще была многоступенчатой.

Во главе княжеств и их союзов стояли князья, которые имели свои дружины, что выделяло их в особый слой общества, которые занимались военным ремеслом и руководством своим сообществом людей. Это наделяло их особыми привилегиями. Другими словами, стало формироваться социальное неравенство.

У каждого племени были свои божества, чаще всего это было воплощение выдающихся предков, которые становились хранителями племени или рода, им приносились подарки и даже жертвы. Как и у всех народов мира первобытные культы существовали в трех видах: тотемизм (почитаемое животное, от которого произошло племя), фетишизм (наделение душой растений, животных и даже камни), магии (воздействие на себе подобное, например, у Дюма протыкали иглой сердце куклы, чтобы женщину полюбил мужчина).

Самые известные божества у славян и позднее у людей Древней Руси: Даждьбог (Бог Солнца), Стрибог (ветра), Перун (грозы), Велес (скота). В радиции была тризна – поминовение, т. е. культ предков.

 

 

2) Объективные и субъективные причины образования древнерусского государства
Во второй половине первого тысячелетия у славян в условиях формирования стабильного снабжения людей продовольствием за счет земледелия, улучшения орудий труда и скотоводства стали складываться постоянные территориальные объединения общностей. Это были раннефеодальные государственные образования. Они имели свои органы управления, чаще всего основанные на демократических началах.

Необходимость руководства людьми, объединенными в раннефеодальные государственные, пусть еще и не очень стабильные, а также защита поселений от набегов соседей являлись объективными причинами образования древнерусского государства, получившее позднее наименование Киевская Русь.

К числу субъективных причин образования древнерусского государства является знаменитый путь из варяг в греки. Издавна существовавший торговый путь из Скандинавии в южные регионы Западной Европы был перекрыт в YII –IX века новым Каролинским воинственным государством. Купцы искали новый торговый путь, который был найден из Балтийского в Черное море по системе рек, в том числе и Днепру. Однако в районе Киева пороге преграждали путь торговым караванам. Лодки, перекатываемые по бревнам, становились легкой добычей разбойников. Для защиты караванов Кий с братьями и основал поселение, ставшее носить его имя.

Во главе княжеств и их союзов стояли князья, которые имели свои дружины, именно дружины выбирали своих князей как военачальников. Дружины и князья выделялись в особый слой общества, которые занимались военным ремеслом и руководством своим сообществом людей. Это наделяло их особыми привилегиями. История сохранила далеко не все имена князей этих раннефеодальных государственных объединений. У полян выделялись князья Радим и Вятко, создавших позднее свои союзы племен. На Днепре в районе порогов братья Кий- перевозчик, Щер, Хорив с сестрой Лебедынь основали в Полянах поселение Киев. Древними поселениями со своими князьями были Изборск, Полоцк, Любеч, Черниигов, Псков, Новгород.

Летописцы вели непрерывную династию князей древнерусского государства с Рюрика, которого с двумя братьями в 862 г. пригласили новгородские купцы для защиты своих владений и сбора дани с вассальных (зависимых от них) земель. Рюрик правил в Новгороде, Синеус–Изборске, Трувор – Белозерске. Раньше говорили, что они родом были из Норвегии, ныне, что из прусских земель (ныне- Калининградская область). Все эти города находились на торговом пути из варяг в греки.

Приглашение Рюрика было положено в основунорманской теории происхождения древнерусской государственности (автор ее русский историк немецкого происхождения Миллер, основывавшийся на русских летописях). М. Ломоносов активно боролся с этой теорией, основываясь на немецких хрониках. Он основывался не только на именах славянских князей, перечисленных в этих хрониках, еще в середине 9 века, но и настаивал на наличии объективных причин возникновения суверенной государственности.

После кончины Рюрика малолетнего его сына опекал военачальник Олег, который в 882 г. захватил Киев с переправой, объединил северные и южные княжества в единое древнерусское государство «Киевскую Русь» . Это наименование использовалось советскими историками, в том числе академиком Грековым.

 

3) Развитие Древней Руси в периоды правления первых князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира
В развитии древнерусского государства «Киевскую Русь»

историки выделяют 3 этапа:

-Формирование древнерусского государства (начало IX- конец X в.);

-Расцвет Древней Руси (коней X в. - середина XII в.);

-Период феодальной раздробленности (середина XII в.- XIII в.).

На первом этапе развития Древней Руси большой вклад внесли князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир, хотя основная его деятельность была во втором периоде развития государства.

Олег в 882 г. обманом захватил Киев и провозгласил его столицей Древней Руси. Затем он покорил древлян, дреговичей – всего 8 союзов племен, а Новгород заставил платить себе дань.

После смерти Олега с 912 по 945 г. правил сын Рюрика Игорь (912-945). Он совершил три похода в Константинополь. Однако не учел не урожайность 945 г. и потребовал от древлян дань в размере урожайного 944 г., за что и был ими убит.

Разгневанная его супруга Ольга (псковитянка по рождению), правившая в 945-957 гг., жестоко наказала древлян, хитростью сожгла их столицу г. Искорестень (обещала выйти замуж за их князя при выплате дани в 1 воробья и 1 голубя с дыма, т. е. дома). Период ее правления спокоен, прозвище Хитрая получила за то, что не вышла замуж за византийского императора, не испортив отношения.

Сын Игоря и Ольги Святослав ((957-972) был прирожденным воином, он знаменит объединением всех древнерусских княжеств под рукой Киевского князя силой оружия. Он также захватил земли на территории современной Молдавии и Болгарии, даже хотел перенести туда столицу, но Ольга воспротивилась.

Испуганные возможностью получить соседом такого грозного князя византийские политики подкупили печенегов, которые и убили Святослава у Киевских порогов в 972 г.

Самым известным князем этого периода был Владимир (980-1015). Если Святослав фактически, пусть и насильно, объединил все восточнославянские союзы в единое государство, Владимир создал единую народность с общим мировоззрением, культурой и системой управления.

При Владимире была создана стройная система управления, известная нам по «Русской правде» : князь – старшая дружина из бояр и гриди, т. е. офицеры, молодшая дружина, Дума при князе, Налицо уже социальная лестница с различными должностными лицами как тиун, подъездной, огнищанин, посадники-наместники в городах, воеводы, сельские и полевые старосты.

У каждого союза племен, а вероятно, у племени и даже рода, были свои божества, что их разъединяло. Владимир сначала решил создать единый пантеон славянских божеств, но под эгидой Перуна. Итог – отрицательный. Он задался целью приобщить свой народ к монорелигии. С исламом он был мало знаком, с христианством – лучше, еще в 946 г. Ольга крестилась в Константинополе, часто прибывали в Киев миссионеры. Крестились знать и народ в Днепре и других реках в течение 988-990 г., хотя процесс истинной христианизации растянулся на 4-5 веков.

С принятием христианства расширились международные контакты с христианскими государствами. Князья стали обосновывать легитимность своей власти как власть от бога.

Принятие христианства дало большой толчок развитию официальной культуры,повысилась грамотность населения.

 

4) Расцвет древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого Владимира Мономаха
Расцвет Древней Руси пришелся на конец X в. - середину XII в.

С середины IX в. по середину XIII в. древнерусское государство становится в Ойкумене вторым по значимости государством после Византии. Византия наряду с норманнами и Хазарией оказала важное влияние на формирование Древней Руси.

Реформа управления и идеологии ( т. е. принятие христианства) оказали консолидирующее влияние на Древнюю Русь и ее население. Они все стали чувствовать себя не новгородцами или полоцким и, а людьми из единого русского государства. Во второй половине IX в. Киевский князь принял титул кагана, чтобы укрепить власть над союзами племен, однако вскоре отказался от этого титула, став великим князем. При нем был совещательный орган – Совет или Дума. Территории союзами племен стали называться волостями.

Принятие христианства положительно повлияло на развитие официальн ой культуры (народная была и до и после Владимира). Стали возводиться христианские храмы, первой – Десятинная деревянная церковь в Киеве, позднее - каменный Собор Святой Софии в Киеве и Новгороде. Для служения нужны были священники, священные книги, иконы, церковная утварь. Все это классы для обучения детей, в монастырях переписывались книги, писались иконы под руководством греческих художников-иконописцев.

При наличии натурального хозяйства (все нужное производили у себя, торговли было мало) были сильны центробежные тенденции (все князья хотели править без подчинения кому-либо), в том числе и в Древней Руси. Владимир стремился победить эту тенденцию с помощью не только силовых методов, как его предшественники, но и новых методов управления и введением единой идеологии. На ее базе консолидировалась древнерусская народность.

С принятием христианства расширились международные контакты с христианскими государствами. Князья стали обосновывать легитимность своей власти как власть от бога.

Принятие христианства дало большой толчок развитию официальной культуры,повысила грамотность населения.

Сложившаяся государственная и социальная структуры требовали кодификацию русского права .Не доставало новой правовой системы, которая соответствовала бы новым требованиям. Она была проведена при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.).Новый свод законов, уже писанный , назывался «Русской правдой». Его принятие инициировал Ярослав Мудрый.

Источниками «Русской правды» было обычное право и римские правовые нормы, занесенные на Русь договорами русских князей (Олега, Игоря), которые регламентировали международную торговлю.

В «Русской правде» видны следы новых отношений людей. За убийство брали уже штраф, при чем он был зависим от социального положения человека: за холопа – 5 гривен (1 гривна = 28 гр. серебра), за княжеского сельского или полевого старосту – 12, чиновников (огнищанина, подъездного)- 80. Также различна была плата за убийство княжеского коня и смерда (крестьянина).

Налицо наличие частной собственности, имущественного и социального расслоения в обществе, государственного аппарата управления.

Охранялось и имущество: за умышленный поджог поджигатель возмещал убыток хозяину и подвергался наказанию.

Однако в «Русской правде» есть следы обычного права:разрешалось выбить око за выбитое око, зуб за зуб и т.д.

«Русская правда» состоит из 3 частей. Первая была создана под руководством Ярослава Мудрого в 20-е годы XI в. У нее есть подзаголовок –«Краткая правда», в ней всего 28 статей. Вторая часть носит наименование «Правда Ярославичей» и относится к 60-70-м годам XI в. Она более пространная, в ней около 90 статей.

Однако время шло, появлялись новые требования в обществе. Так, в «Русской правде» 11 века было закреплено право на домен (частная собственность на землю) у князя. Бояре тоже желали передавать свое имущество по наследству своим сыновьям, поэтому в 1113 год воспользовались восстанием киевлян, возмущенных 20-процентным повышением цен на хлеб, и призвали на княжение черниговского князя Владимира Мономаха (1113-1125).

Он был сыном византийской принцессы из династии Мономахов. Бояре поставили ему условие: обновить «Русскую правду» и ввести туда нормы частной собственности на землю и у бояр. Он выполнил их условие, так появилась в первой третиXII в. «Пространная правда» - последняя часть «Русской правды».

Владимир Мономах правил разумно, его правление считается спокойным, поэтому в истории он остался с эпитетом «Красное солнышко» (этот эпитет неправомерно иногда присваивают Владимиру Крестителю).