Концептуальные основания расколов в аналитическом движении (А.Адлер, В. Штекель, К.Г.Юнг, Ш.Ференци). Основные теоретические и клинические новации).
Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.
Метод оценки зрелости психологической темы раннего воспоминания по Мэйман.
Техника Уиллхайта.
Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован, как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.
Мэйман писал о том, что зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость или не-зрелость нынешнего состояния психики человека. Иными словами, раннее воспоминание по теме можно отнести к той или иной стадии психосексуального развития по З. Фрейду.
1. Оральная Темы воспитания, недоверия, удовлетворения желания, лишения чего-либо.
2. Анальная Темы бунтарства, неповиновения, власти, нанесения вреда себе и окружению, или послушания, опрятности, чистоплотности, заботы об имуществе.
3. Фаллическая Темы получения удовольствия от власти, силы, или боязни наказания за это удовольствие. Возможны сексуальные темы.
4. Эдипов конфликт Вражда, соревнование или гармоничные отношения и действия в семейной триаде.
5. Латентная Совместная деятельность и игры со сверстниками, принятие или отвержение группой, индивидуальные умения и достижения.
Такая методика позволяет получить более обобщенное и структурированное представление о психике клиента в целом.
Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе. Этапы:
1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.
2. Проверка гипотез.
3. «Инсайт» - постижение формулы жизненного стиля автора.
4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.
Даты расколов:
1. 1911 году происходит первый раскол. Из-за несогласия ведущей роли сексуальности в развитие человека, уходит Альфред Адлер, с ним уходит 30 сподвижников. Адлер основывает свою школу Индивидуальной психологии.
2. 1912 уходит Штекель. Фрейд, подверг серьезной критике «активную технику» Штекеля равно как и его толкование бессознательных «чувственных влечений». В активном психоанализе Штекеля большую роль играла внезапность; все объяснялось им непосредственно из интуиции. Тем не менее Штекель оставался верен теории Эдипова комплекса в той степени, в какой он признавал значение бессознательных процессов при возникновении неврозов. Он стал основателем краткосрочной психоаналитической терапии.
3. 1914 году, уходит Юнг, также уходит с поста президента НБА. Накопилось огромное количество расхождения во взглядах (либидо, символы, отношение к сексуальности) с Фрейдом, решаю роль, сыграл фактор желания, самореализоваться и получить достойное признание. Организовал свою школу аналитической психологии.
4. Когда в 1912 г. от учения Фрейда отступились его бывшие приверженцы Адлер, Штекель и Юнг, Ференци стал инициатором учрежденного в сентябре 1913 г. закрытого Комитета фрейдовского ортодоксального объединения, в который вместе с ним вошли Эрнст Джонс, Карл Абрахам, Отто Ранк. Комитет «должен состоять из лучших и самых надежных наших людей... задача которых заключается в том, чтобы следить за дальнейшим развитием психоанализа и защищать дело... когда меня здесь не будет», — писал Фрейд Джонсу 1 августа 1912 г. Эту задачу Комитет выполнял, по меньшей мере, на протяжении десяти лет.
На протяжении всей жизни оставался верен Фрейду. Разногласия были лишь в вопросе того как следует относиться к пациенту, так Ференции считал возможным целовать своих пациентов, обнимать их. Что считал недопустимым Фрейд. Ференции имел большой интерес к социальным феноменам, которым Фрейд не предавал особого значения.