В.Флисс и его роль в жизни З.Фрейда. Сновидение об инъекции и Ирме

Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.

Метод оценки зрелости психологической темы раннего воспоминания по Мэйман.

Техника Уиллхайта.

Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован, как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.

Мэйман писал о том, что зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость или не-зрелость нынешнего состояния психики человека. Иными словами, раннее воспоминание по теме можно отнести к той или иной стадии психосексуального развития по З. Фрейду.

1. Оральная Темы воспитания, недоверия, удовлетворения желания, лишения чего-либо.

2. Анальная Темы бунтарства, неповиновения, власти, нанесения вреда себе и окружению, или послушания, опрятности, чистоплотности, заботы об имуществе.

3. Фаллическая Темы получения удовольствия от власти, силы, или боязни наказания за это удовольствие. Возможны сексуальные темы.

4. Эдипов конфликт Вражда, соревнование или гармоничные отношения и действия в семейной триаде.

5. Латентная Совместная деятельность и игры со сверстниками, принятие или отвержение группой, индивидуальные умения и достижения.

Такая методика позволяет получить более обобщенное и структурированное представление о психике клиента в целом.

Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе. Этапы:

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.

2. Проверка гипотез.

3. «Инсайт» - постижение формулы жизненного стиля автора.

4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.

 


Осенью 1887 г. немецкий врач-оториноларинголог Вильгельм Флисс посетил лекцию Фрейда по неврологии и с этого времени начался их «почтовых роман». До 1904 г. Фрейд и Флисс вели оживленную переписку. Сам Флисс оперировал Фрейда в 1898 г. по поводу ЛОР заболевания. Фрейд посылал к нему пациенток, с которыми у него возникали сложности для прижигания слизистой носа. Флисс, исследую женскую сексуальность, пришел к выводу о связи носовых раковин и обоняния с сексуальностью. А поскольку истерия виделась тогда как связанная с повышенной сексуальностью в том числе, то но прижигая слизистую носа, полагал, что излечивал истерию.

Флисс разработал нескольку теорий, ввел о оборот понятие бисексуальности и сексуального латентного периода. Вообще, поддержка Флисса сыграла важную роль в создании психоаналитической теории.