Научные основы исследования малых групп

 

Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы или «малые группы», которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. На наш взгляд, эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные, социально-психологические. Состав каждого блока представлен на рисунке 26.1.

 

Причины вступления людей в малые группы
   
Организационно-производственные   Материальные   Социально-психологические
         
Осуществление целей организации   Потребность в материальных средствах   Потребность в самоутверждении, престиж
         
Компетентность руководителя   Возможность получить профессию, повысить квалификацию   Общие интересы, увлечения, цели
         
Заинтересованность деятельностью   Улучшение жилищно-бытовых условий   Получение защиты и безопасности
         
Режим труда, условия работы, место расположения   Получение выгоды (льготы, служебное положение)   Взаимопомощь и поддержка
         
Объективные причины (перевод, назначение)   Социальная помощь   Эмоциональные контакты, общение

Рис. 26.1. Причины вступления людей в малые группы.

Несмотря на то, что некоторые из микрогрупп возникли еще в древности, их начали изучать лишь в XX веке.Интерес к изучению малых групп объясняется тем, что малая группа является первичной средой, в которой развивается личность.М. Шоу выделил шесть категорий классификации определений малой группы исходя из целей исследования групповой жизни:

а) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и групп в целом;

б) с точки зрения мотивации членов группы;

в) с точки зрения групповых целей;

г) с точки зрения организационных характеристик группы;

д) с точки зрения взаимозависимости;

е) с точки зрения взаимодействия членов группы.

По определению Г.М. Андреевой, которое мы разделяем, «под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и группо­вых процессов» [5, с. 227].

На основе данного определения считаем возможным выделить основные признаки, характеризующие малую группу (рис. 26.2.).

Малая группа

Общие признаки Признаки группы в системе общественных отношений Специфические признаки
1. Субъект конкретного вида деятельности 2. Наличие общественных отношений между членами группы 3. Внутренняя организация группы 4. Обособленность, отличающая группу от других групп 1. Объективное существование, независимо от воли индивида 2. Объединения людей 3. Часть определенной системы отношений 4. Реальное существование 5. Наличие общей цели у всех членов группы 1. Групповые ценности 2. Групповые процессы 3. Социально-психологический климат 4. Знаково-символическая система 5. Традиции 6. Коммуникации 7. Состав и размер группы

Рис. 26.2. Признаки, характеризующие малую группу.

Необходимость изучения вопросов групповой динамики в менеджменте обусловлена тем влиянием, которое оказывают группы на организацию и достижение ею поставленных целей. Понимание того, что социальные факторы и групповая динамика, как их выражение, имеют большое значение для роста производительности труда пришло не сразу. Толчком к изучению этих процессов послужили хотторнские эксперименты Элтона Мэйо. Хотторнский эксперимент позволил сделать много научных открытий, но его основное, влияние на теорию управления заключалась в том, что он представил доказательства необходимости учета социальных взаимоотношений между сотрудниками. Эксперимент доказал, что помимо экономических потребностей, у рабочих есть и социальные потребности, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в формальных и неформальных группах. Научным результатом Хотторнских исследований стало предложенное Э. Мэйо понятие «социальный человек» в противоположность находившемуся в центре внимания ранних теорий менеджмента «экономическому человеку».

Выделяют следующие ха­рактеристики малой группы:

Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу вхо­дят индивидуально очень различные люди, то композиция будет гетерогенна.

Позиция члена группы – понятие, обозначающее официальное положе­ние человека в какой-то подсистеме отношении.

Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают.

Размер – количественный состав группы. В научной литературе давно идёт дискуссия о размерах малой группы, о её «нижнем» и «верхним» пределах.

Большинство исследователей утверждает, что малая группа «начинается» с диады, хотя при этом необходимо обратить внимание на замечания, по поводу, «усеченного» характера внутригрупповых отношений в ней, по сравнению с большими по объему малыми группами-триадами. Аналогично не решен вопрос о «верхнем» пределе группы. В науке были предложены различные решения этого вопроса.

М. Шоу в качестве предельной называет цифру 20, причем это утверждение является произвольным и не подтверждается какими-либо логически обоснованными доводами.

Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основании Миллером «магического числа» 7 + 2, но они не подтвер­дились экспериментально.

В практике исследования встречаются самые различные числа 10; 15 человек. В некоторых исследованиях Д. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной на исследования малых групп упоминается группы и по 30-40 человек.

М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури утверждают, что в группах из 5 человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера.

По мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется и становится более трудным дости­жения согласия по вопросам, связанным с деятельностью организации. Увеличение размера групп усиливает также возможность появления неформальных групп в ней, что может привести к появлению несогласующихся целей.

Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец по­ведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.

Конформизм (приспособленчество) или конформность – психоло-гичес­кая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённого мнение, свойственного группе; мера «подчинения» индивида групповому давлению.

Социально-психологический климат – нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

Социально-психологический климат представляет собой относительно устойчивое явление, имеющее субъективную значимость для каждого члена группы. Это та атмосфера, которая окружат человека на рабочем месте. Психологический климат затрагивает интересы каждого члена группы и возникает под воздействием совместной деятельности и организационно-управленческих факторов. Управление социально-психологическим климатом происходит на основе воздействия менеджера на его показатели, которыми являются: характер конфликтов в группе; готовность членов группы к общению; социометрическая структура взаимоотношений; уровень критики и самокритики в группе; стабильность группы и условия адаптации в ней молодых кадров. Психологический климат отражает в себе деловые и личностные связи между работниками. При положительном психологическом климате преобладает атмосфера взаимного понимания, работоспособности, взаимопомощи. Иногда же, наоборот, в силу плохого социально-психологического климата коллектив ассоциируется у человека не с ожиданием радости от интересного труда и общения с коллегами, а с ощущением отбывания тягостных работ. Но положительный психологический климат не всегда возникает сам собой. Для его формирования необходима система работы с коллективом и соответствующий стиль руководства.  

 


Каналы коммуникаций – структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придер­живаются члены группы.

Сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу и к группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности, нетребовательности, халатности.