Тема России, народа и интеллигенции в поэзии А.Блока. Цикл стихов «Родина».

На рубеже 19-20 вв. все в России предвещало близкую революцию. Росла безработица. Поэт становился невольным свидетелем фабричной жизни и рабочих демонстраций, он зорко присматривался к тому, что происходило вокруг. Тревоги Б. сказались в стих-е «Фабрика». Поэт видит в рабочих только обманутых и обездоленных людей.

Поэт не сразу принял и по-своему осмыслил революцию, он опасался народных восстаний. Революция для него явилось тем истинным откровением, к-ое он искал в библейских преданиях и мифах, революция свидетельствовала о том, что перед чел-вом не «конец мировой истории», а ее начало, великое будущее – и это стан-ся пафосом лирики Б. Чел-к у него вышел на бой с угнетателями, не щадя крови и жизни. Б. не покидает вера в простого чел-ка, в его силы.

В лирике Б. впервые возникли гражданские мотивы и темы, он говорит о «сытых» с ненавистью и отвращением.

Революция вдохнула в поэта дух мятежа против привилегированной верхушки общего и в стих. «Ангел-хранитель» он «благодарит» своего ангела за все то, что отравлено для него горечью. Он против тех людей, к-ые унижали его народ и его, он их ненавидит.

Отныне тема родины стан-ся в тв-ве Б. основной. Примечательным явл. стих-е той поры – стих «Осенняя воля». В стих-е сказались те переживания и раздумья поэта, какие предали его лирике новые важные черты.

Это 1ое стих-е, к-ое явл. как бы вступлением к циклу «Родина», в к-ом Б. исповедуется в великой и не приходящей любви к отчизне; отныне это любовь стан-ся навсегда неугасимым чув-вом, к-ое опаляет сердце поэта и его тв-во. По-новому, в бурях и грозах революции, открылись поэту красота родной земли, мощь ее народа. Сама любовь преобразилась в лирике Б., она уже утратила облик прекрасной дамы, сейчас – это сияние солнца, весна, потоки весеннего света. Поэту кажется: Это к нему она прибегает на лыжах, в ней воплощена вся радость жизни. Герой этих стихов чув-ет в себе прилив весенних, раскованных сил, и его песня любви стан-ся торжествующим гимном чел-ка.

31. А.Блок – автор поэм. Лирич-ое и эпическое. Своеобразие символики. Лирич-ий герой. (Хар-ка 1-2х поэм на выбор).

1-ая поэма «Ночная фиалка» написана в черте символизма.

«Возмездие» – писалась долгое время, но так и осталась незаконченной. Задумывалась как поэма в традициях Пушкина. Отразилась тема народа и интеллигенции, история родов как отражение истории России.

«Соловьиный сад» (1915 г.) – цельная, гармоничная поэма, посвящена судьбе чел-ка и поэта. Представлено 2 мира: мир тяжелого труда и мир соловьиного сада. Поэма о смысле жизни, о тяготах, о судьбе чел-ка. Тема долга и успокоения как противоречащие друг другу.

«12» (написана в первые месяцы советской власти – 1918 г.). Многие поверхностно поняли поэму, считая ее одобрением новой власти. Написана как поэма в стихах, состоящая из 12 стихов. Хаос, гармония, космическая стихия – ключевые слова. Поэма двупланова: реалистич-ая/историч. и символич./философ. Построена на приеме контраста. Действие происходит в феврале. Центр поэмы – образ 12 чел-к, к-ые несут дозор. Они носители новой власти, но вышедшие из старого. Б. подает надежду, что из них вырастет 12 апостолов. Оставляет надежду на их очищение, но прежде будет совершено много ошибок. Кульминация – 6 глава – убийство Катьки. Революция – безвинные жертвы.

В финале появл. образ Христа.

Для каждого стих-я своя логика, мелодика, ритм: марш, городской романс, разбойничья песня, частушка, разговорная речь. Б. собрал все многообразие худ-ных приемов. Драматизация пьесы: есть завязка, развязка, кульминация.