Философ-ая и эстетич-ая платформа рус. символизма. Основные принципы символисткой поэтики. Два поколения символистов. Хар-ка тв-ва одного из поэтов на выбор.

Использование библейских сюжетов в прозе Л.Андреева («Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» и др.).

1907 г., попытался дать свое понимание евангельского сюжета, приближает произ-е к времени поражения в 1ой рус. революции, размышляет о вечном. Иуда у него умен, хитер, понимает Иисуса лучше, чем апостолы. Предательство Иуда совершает не ради денег, а ради эксперимента. Иуда доносит римлянам на Иисуса. Иуда м. праздновать победу, т.к. чел-во ничтожно, оно не спасло Иисуса. Глубочайший психологизм начинается даже с портрета Иуды.

В произ-и сказалось отрицательное отношение А. к христианской религии: евангельская ист-ия получает нетрадиционную трактовку. А. поднимает проблемы идеала и его претворения в действ-сть. Идеалом признан Иисус, его идеи призваны нести народу ученики. Однако вера и любовь 11 учен-ков явл. лишь платой за будущий вход в царство небесное и за место рядом с Иисусом (спор Иоанна и Петра: «кто больше любви заплатил»). Уч-ки брезгливо относятся к Иуде, как и к др. отверженным. Апостолы заняты лишь самосозерцанием и самосовершенствованием. Иуда же явл. посредником м/у Христом и людьми (кража денег для голодной блудницы), любовь его деятельна (спасает Христа от расправы разъяренной толпы).

В образе Иуды подчеркивается двойственность, как во внешности, так и в хар-ре. Это объясняется той двойственной ролью, к-ую играет Иуда, формально – он предатель, по сути – единственный преданный Христу чел-к.

Иуда одинок в мире, он не верит в людей, в доброе начало в них. Именно это неверие толкает его на эксперимент – Иуда предает Христа, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собственной жизнью для спасения уч-ля (Иуда приносит апостолам оружие, предупреждает о грозящей Христу опасности, уже после смерти Христа предлагает уч-кам последовать за уч-лем.

М/у Христом и Иудой много общего. Иуда не без основания предполагает, что любой чел-к в этом мире одинок, даже такой, как Христос. Т.о., эксперимент Иуды – это попытка проверить, истинно ли то, что чел-к в этом мире обречен на фатальное одиночество.

 

Это самое длительное направление, самое сложное, разнообразное, выразит-ое.

У рус. С. были мировые истоки (европейские: франц, германский С.). Зарождение рус. С. связано с 1890 г. Свое название рус. С. получил в 1900 г. Началось все с переводов. Философия Канта, Ницше, Шопенгауэра (мир как воля представления, новый чел-к, особенный).

90-е гг. смена идеалов, поколений. Появл. группа людей, подготовленных к лит-ному тв-ву, к-ые стали и теоретиками.

Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, Добролюбов – декаденты, не касаются поэтич-их особенностей, но касаются отдельных тем. Отмежевание героя от будущности, повседневности, герой стремиться понять природу вечности: отн-е жизни и смерти, смысл чел-ого бытия и тайны вечности, тяготение к теме смерти.

Поэты-декаденты считали поэзию формой ис-ва, к-ая доступна не всем, дар идет от небес. Поэзия – удел избранных.

Старшие декаденты, говоря о назначении ис-ва, говорили, что ис-во должно отражать вечное, а не злободневность. Одним из 1-ых выступлений было – выступление в киевской газете Минского (июль 1881г.) против утилитарного ис-ва за ис-во независимое от злободневных проблем.

В поэзии старших декадентов важен образ Христа. Именно в евангельском сюжете ст. С-ты черпают символы: образ Христа, крест, терновый венец, белый цвет (символ чистоты). Черпаются из историч-ой сферы (название племен), природные и бытовые сферы (зори, закаты, рассветы, ночь, туман, стихия ветра).

Деят-сть С-ов как лит-ных критиков представлено след. статьями: В.Брюсов «Ключи тайн», Гиппиус «Нужны ли стихи?», Бальмонт «Поэзия как волшебство», А.Белый «Символизм», Блок «О состоянии рус. С.».

Определение рус. С. закрепилось с приходом 2-ого поколения – младосимволизма (А.Блок, А.Белый, Вячеслав ИвАнов, С.Соловьев и др.). Именно они усилили и расширили определение слова «символа». Если для ст. С-ов уч-лями были западные поэты, то мл. С-зм формировался на основе идей В.Соловьева (учение о двоемирие, говорил о поэзии как об особом пути проникновения как в идеальный мир).

Поэзия – путь проникновения от земного в небесное, в идеальную сущность мира. Этот идеал назван «мировой душой». Душой идеального мира явл. София (премудрость), идеал гармонии и красоты.

Поэт – избранная личность, некий посредник м/у 2мя мирами. Поэзия – культовый обрядовый акт.

Мл. С-ты были поэтами романтиками.

Мл. С-ты постарались соединить жизнь с поэзией, укрепляли урбанистич-ую тему. Лирич. герой мл. С-ов уже не столь изолирован от мира людей, он испытывает на себе атмосферу времени.

Мл. С-ты обогатили теорию С-ма теориями чисел и цветов. Символика цвета: белый – абсолют, идеал, выражает филос-ие искания идеала; зеленый – природное начало; желтый – символ буржуазной сытости, власти денег; красный – тревога, ожидание грядущих катастроф, революций. Символика чисел: 1 – эго, индивидуализм; 2 – нечто взаимораздельное, но взаимосвязанное (# две руки, два ока); 3 – причастность к теории Пифагора и Платона (три сферы вселенной – небесная, земная, подземная; три части древа – корни, ствол, ветви; три времени – прошлое, настоящее, будущее); 4 – 4 части света, 4 времени года; 7 – 7 цветов спектра, 7 тонов музыки.

К концу 1900 гг. разворачивается полемика в кругах С-ов о дальнейшем развитии направления, дальнейших целях и задачах. С 1910-11 гг. исследователи говорят о начале распада С-зма. С-зм подошел к своему завершению, но поэты продолжали свой индивид-ный путь.