Лирич-ая проза И.Бунина («Антоновские яблоки» и др.). Сюжетно-композиц-ые, стилистич-е, жанровые черты.

Тематич-ий диапазон И.Бунина – поэта. Традиционность и своеобразие его лирики.

Б. называли последним классиком рус. реализма.

Основные факторы формирования личности Б.: 1) потомок старинного дворянского рода; 2) близость к миру рус. природы; 3) близость к рус. крестьянству.

Поэтич-ое тв-во начинается в 17 лет. Он пишет стихи и публикует в газете «Орловский вестник». Это пейзажная лирика: «В степи», «Листопад», «Бушует полая вода» и др.

Б-ое поэтич. слово очень ясное, простое, прозрачное по смыслу. В его стихах нет приблизительности, неточностей, «темных мест», подкупает великолепное знание природного мира, множество точных деталей.

Основной поэтич. прием – олицетворение.

В тв-ве Б. очень заметна тема любви. Стихи о любви писались в разные годы: «Я к ней вошел в полночный час», «Мы встретились случайно на углу», «Одиночество», «Печаль ресниц сияющих и черных» и др.

«Одиночество» – обладает повествоват. прозаич-ой основой. Ряд реалистич. деталей. Узнаем, что лирич. герой находится на опустевшей даче. Серая краска присутствует на протяжении всего стих-я. Прием прямой речи, восклицания, одновременно заключен прием самоиронии. Есть ключевое слово «один». О чув-вах говорится сдержано, о страдании говорится сдержано благородно. Использование безличной формы глаг.

В позднем тв-ве тема любви приобретает элемент воспоминания о любви.

В эмигрантском тв-ве стихов написано гораздо меньше, чем в годы жизни в России. Ведущей темой лирики в эмиграции становится тема одиночества в жизни: «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», «Дочь», «Ночь», «Опять холодные седые небеса».

В годы первой рус. революции в тв-ве Б. совр. события не нашли своего отражения. Но появл-ся своеобразные герои: личности-титаны, библейские и историч-е личности. Они стали возможны после путешествия по разным святым местам. Рез-татом таких путешествий явл. стихи, где главные герои титаны и борцы: «Джордано Бруно», «Храм солнца», «Магомет в изгнании», «Эсхил» и др.

Б. не принявший ранее рус. революции в 10-е гг. размышляет о судьбе России. Мощно входит в его наследие рус. тема – размышления о прошлом настоящем, о богатырях. Использует фольклор. жанры: притчи, прибаутки, песни, сказания: «Мачеха», «Невеста», «Святогор и Илья», «Сон епископа Игнатия Ростовского» и др.

«Вечер» – стих-е о радости и смысле бытия.

«Слово» – стих-е – наказ потомкам.

 

В раннем тв-ве Б.-прозаика наблюдается тематич-ое и стилистич-ое разнообразие.

Ранние рас-зы 1890-1900 гг. Разнообразные формы: рас-з лироэпический с элементами очерка («Перевал», «Танька», «На хуторе», «Учитель», «На даче», «Сосны» и др.)

Одна из примечательных черт – обилие деталей бытовых, этнографич-их, психологич-их и др.

В 1900 г. Б. пишет рас-з после к-го к нему приходит слава – «Антоновские яблоки». Это лиро-эпич-ий рас-з с большим весом лирич. начала. Состоит из 4 главок. В нем нет единого сквозного стержня. Он складывается из серии картин воспоминаний о недавнем прошлом из жизни рус. деревни. Воспоминания даются от чел-ка разного возраста: реб-к, молодой чел-к, умудренный жизненным опытом чел-к. Затронута тема крестьянства и разоряющегося помещика. Тем не менее рус. деревенская жизнь сохраняет свое очарование.

Богатством в рус. деревне считались старики.

Б. не любит бунтующего мужика. Он считает, что в мире рус. деревни каждому уделено свое место.

Выделяется 2 хар-ра из дворянской семьи: помещица Анна Герасимовна и помещик Арсений Семенович. Она домовита, у нее крепкое хоз-во, она строга со слугами, в ее усадьбе порядок, все прочно, основательно.

Б. не склоняется к критике крепостного права. Там были и хорошие стороны.

Арсений Семенович – подчеркнута страстность натуры. Он любит псовую охоту, у него постоянно кто-то гостит. Он застрелился. У него замечательная старинная библиотека, портреты женщин этого рода.

Антоновские яблоки – символ сытой деревни (смысл названия).

В 4-ой главе речь идет об обнищании рус. деревни. Рас-з завершается упоминанием о первом снеге.

В рас-е содержится философ-ая мысль о быстро текущем времени.

В 1911 г. Б. пишет еще 1 произ-е о рус. деревне, но там акцент делается на помещиках. Повесть «Суходол». Лирич. повесть. В центре рассказ о роде Хрущовых. Главная мысль – распад дворянских родов. Дворовая Наталья – любимая героиня.

Об этой рус. душе Б. продолжает размышлять в размышлять в рас-зах, к-ые пишет с 1911-14 гг.: «Захар Воробьев», «Аглая», «Игнат», «Веселый двор» и др.

Это расцвет Б-ого тв-ва.