Капитанская дочка» А.С.Пушкина: герои и судьба.

52. «Медный Всадник»; композиция конфликта.

Поистине венцом всего развития в творчестве А. С. Пушкина жанра поэмы и одним из величайших созданий пушкинского гения является «Медный всадник» (1833, опубл. 1837), которому поэт придал глубоко значительный подзаголовок «Петербургская по­весть». Действительно, «Медный всадник» представляет собой свое­образнейший синтез героической поэмы о величии и мощи царя-преобразователя и реалистического рассказа о скорбях и несчастьях «маленького человека», бедного чиновника.

В «Медном всаднике» получает дальнейшее углубление и разви­тие стол'ь интересовавший Пушкина, в особенности после разгрома восстания декабристов, образ Петра I. В 30-х годах, задумав напи­сать «Историю Петра», Пушки намного работал над материалами Петровской эпохи, изучал не только всю историческую литературу о Петре I, но и подлинные архивные документы. Петр все отчетливее представал перед Пушкиным в двойном аспекте — не только как ге'нии новой рос1:ийской~го"сударственностй7великий полководец и го­сударственный преобразователь («Стансы», «Полтава» и «Арап Петра Великого»), но и как «самовластный помещик», о котором поэт несколько позднее замечал, что некоторые его указы, кажется, «писа­ны кнутом». Это отразилось в том углубленном понимании сущности исторической деятельности Петра, которое дано в «Медном всадни­ке». Узколичным стремлением бедного петербургского чиновника Евгения в поэме противопоставлены повелительные требования исто­рической государственной необходимости, следуя которым Петр и заложил новую столицу — город «под морем». Но в то же время в поэме выражен протест одного из простых людей, походя «раздав­ленных» Петром, против «горделивого истукана» — «грозного» и «ужасного» царя-самодержца.

В общем развитии пушкинского творчества «Медный всадник» занимает чрезвычайно значительное место. В еще большей степени, чем «Евгений Онегин», он находится как бы на стыке поэзии и прозы. В нем, с одной стороны,— величавые и грандиозные поэтические картины — панорама царственного города, наводнение. Все средства и достижения русского стиха, накопленные и поэзией XVIII в., и бли­жайшими предшественниками и учителями Пушкина, и, наконец, самим Пушкиным, подняты здесь на высочайшую ступень художе­ственного совершенства. С другой стороны, в «Медном всаднике» перед нами мир «прозы», быт городских низов, личная семейная драма «маленького человека». Однако в отличие от судьбы Самсона Вырина из «Станционного смотрителя», драма которого, хотя и обус­ловлена социальными отношениями своего времени, замкнута узко­личными пределами, личная драма Евгения, его сугубо частная судьба вовлечена, как в историческом романе, в общий круговорот истории, связана со всем ходом русского исторического процесса.

Евгений — «человек обыкновенный». Потомок древнего и славно­го рода, он в момент действия поэмы — рядовой представитель петербургской разночинной бедноты, малая клеточка в общем государственном организме. Но Пушкин сталкивает это малое с самым сильным и властным, с «кумиром» русского самодержавия, В резуль­тате произведение Пушкина приобретает почти символический смысл. «Медный всадник» предстает как поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем России. Поэт понимает и славит всемирно-историческое значение дела Петра I, «прорубившего окно в Европу», но самодер­жавная тирания ему глубоко враждебна. Борьба против этой тирании в данное время, считает Пушкин, безумна, безнадежна. Но в еще большей степени, чем враждебное безмолвие народа в концовке «Бориса Годунова», «бунт» Евгения против Медного всадника на Сенатской площади, не заключающий в себе никакой прямолинейной аллегории, но влекущий за собой целую цепь конкретно-исторических ассоциаций, является прозрением в будущее. В поднятом кулаке Евгения, в его произнесенной сквозь стиснутые зубы угрозе Медному всаднику: «Ужо тебе!..» — приговор русскому самодержавию, прори­цание его неотвратимой грядущей судьбы, предвестие времени, когда народ восторжествует. Не случайно в своих творческих тетрадях этой поры Пушкин рисует памятник Петру, но без всадника (говоря слова­ми царя Бориса в «Борисе Годунове», конь сбил седока).

Все это и обусловливает художественное своеобразие един­ственного в своем роде произведения Пушкина, в котором «поэзия» и «проза», ода и новелла составляют одно нерасторжимое целое, где «петербургская повесть» о судьбе бедного чиновника является в то же время грандиозной, исполненной глубокого философского и социаль­но-исторического значения поэмой о судьбах России.