Кольцов

Исторический роман.

На Западе историч роман тогда приобрел огромную популярность. Романы В.Скотта получили мировую известность. В след за ним – Бальзак, Гюго, Купер и др. Большинство из них указывают на Скотта как на своего учителя. Всеобщее увлечение истор романом современники объясняли хар-ом самой эпохи, наступившей после драматич финала наполеоновской эпопеи. Интересу к «внутреннему», «домашнему», «повседневному» в истории и отвечал реалистич историч роман нач 19в. Его популярность связывалась с демократич движением и идеалами того времени, с развитием общественного интереса к проблемам истории.

Переводы В.Скотта в России начались с 20х гг.

Первым таким романом в России оказался «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» Загоскина, появившейся в 1829. Успех его был неслыханный. В последующ наск-ко лет появл-ся множество истор романов, из ктр определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Булгарина, «Клятва при гробе господнем» Полевого, «Ледяной дом» и «Басурман» Лажечникова. В 1835 выходит повесть Г «Тарас Бульба», в 36 «Капитанская дочка» П. Рус ист роман был создан. Успех и бурное развитие ист романа вызвали в журналах и лит кругах 1ой пол-ны 30х гг оживленную полемику вокруг его проблем. Она была важным моментом в той борьбе за реализм в рус лит-ре , ктр с середины 20х гг начал Пушкин, а затем продолжил Белинский. Для Белинского развитие ист романа в рус лит-ре было не результатом влияния В.Скотта, а проявлением «духа времени», «всеобщим направлением». Внимание к ист прошлому, отражая рост нац самосознания народов, вместе с тем свидетельствовало о все более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. По мнению Белинского, значение В.Скотта заключалось в том, что он «докончил соединение искусства с жизнью, взяв в посредники историю».

Алексей Васильевич Кольцов. Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей. В лирике Кольцова перед нами предстает простая, будничная жизнь русского крестьянина с ее повседневным трудом, заботами о хлебе, думами об урожае. В жизни русского крестьянина поэт видел не одни только светлые стороны. В его песнях нередко слышится неподдельное, искреннее горе обездоленного труженика. Но покоряются своей горькой участи лишь немногие из героев кольцовских песен. Гораздо чаще они отправляются на поиски счастья, мстят своим обидчикам, уходят в леса, чтобы не смириться со своею злою долей. (“Дума Сокола”).

Сокол, рвущий свои путы, стремящийся на волю — вот каков русский человек! Образ сокола — гордой, свободолюбивой птицы — один из самых излюбленных в устной народной поэзии. Недаром называл он песнями многие свои стихотворения. Ведь именно в песнях русский народ чаще изливает свою душу. Выразить чувства и помыслы русского крестьянина Кольцов смог потому, что не понаслышке и не из книг знал его быт, горе и радость. Хотя он был сыном торговца скотом, жизнь его почти не отличалась от крестьянской. Поэт получил скудное образование, гонял скот, рубил дрова. Тяжелую жизнь Кольцова скрашивала рано пробудившаяся в нем страсть к поэзии. Песни Кольцова “Соловьем залетным”, “Хуторок”, “На заре туманной юности” стали подлинно народными. Их поют “на всем пространстве беспредельной Руси”, — говорил Белинский.