Школы управления»

4.1 Совокупность научных школ менеджмента

В первой половине ХХ века получили развитие 4 четко различимые научные управленческие школы:

- школа научного управления

- административная (классическая) школа

- школа психологии (ее два крыла – школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»)

- школа количественная или новая (есть еще название дублирующее первое течение – школа «науки управления»).

Кроме этого, имеет большое значение для развития науки управления «эмпирическая школа», которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические пробле­мы и подходы к их решению. Теоретическую основу этой дисциплины со­ставляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций различных школ, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направ­ляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и усло­вий, при которых совместный труд людей оказывается и более полез­ным и эффективным. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классиче­ская школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией.

Школа количественная (науки управления) использует количественные методики, такие как по­строение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Таким образом, вышеперечисленные школы управления сформировали единую науку управления, взаимодополняя и развивая друг друга.

4.2 Школа «научного управления»

Итак, Школа «научного управления» сформировалась в 1885 – 1920 г.г. работами Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915), Френка и Лилии Гилберт, Генри Лоуренса Гантта (1861–1919), Генри Форда (1863 – 1947), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931) и др. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Важным вкладом этой школы было систематическое использование материального стимулирования с целью обеспечения заинтересованности работников в росте производительности труда и объемов производства.

Ф. У. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Тейлор символизировал новый тип менеджера: спортив­ного вида предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться – с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников. Среди последователей Тейлора особенно выделяются Френк Гилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы Френка и Лилиан Гилбрет оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В нашей стране наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916).

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности». В нем он изложил свои взгляды на рационализацию производства.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Форда повышается роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

Генри Гантт особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, подчеркивали большое значение обучения кадров. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы это научное направление выделило из себя такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства ( в том числе поточными методами) и др.

4.3 Административная (или классическая) школа управления

Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910 1930 (может быть и 1950) г.г. Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента ) считают Анри Файоля (1825 1925), которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ века. В течение 30 лет он руководил крупной французской горнодобывающей компанией «Коломбо», которая в момент его назначения на должность генерального менеджера (1888г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами концернов. Обобщая свои многолетние труды и наблюдения, Файоль создал «теорию администрации», которую представил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1910г. фр., 1916 англ.). Разработанные А.Файолем принципы управления сле­дует признать самостоятельным результатом науки управ­ления, «администрирования». Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Суть разработанных им принципов управления сво­дится к следующему: разделение труда; авторитет и от­ветственность власти; дисциплина; единство руководст­ва; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менед­жеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Из других представителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917); и М. Вебера предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффектив­ной формой человеческой организации.

Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также Л.Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Д. Муни (менеджер кампании «Дженерал Моторс» ), а также Г.Форд, Г. Эмерсон и др. Админимстративная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Многие из этих принципов не потеряли своей ценности и сегодня.

Английский исследователь Л. Ф Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации.

Д. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности. Уделив особое внимание работе с кадрами.

Немецкий юрист и социолог Макс Вебер развивал свои взгляды примерно в одно и то же время с Тейлором. Поэтому его концепция включает в себя основные положения тейлоризма. Особое внимание в своих работах Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Кроме того, Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации».

Г. Черч как один из представителей классической школы главное внимание уделил структурным вопросам производства и управления на предприятии, пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда.

Значительный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. Основная их идея заключается в том, что эффективная организация – это система, построенная на строго формальных принципах. В своей работе «Принципы организации» (1939 г.) они дали общее определение понятия организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По их мнению без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса.

Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности.

4.4 Использование психологии в управлении

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений»(1920 – 1950 г.г.) и школы «поведенческих наук» (1950 – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы «человеческих отношений».

Суть системы человеческих отношений характеризуют менеджерские заповеди – предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Возникновение школы связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстенберга (1863 – 1916), переехавшего в США и преподававшего в Гарвардском университете, а также с работами американки Мери Паркер Фоллет (1868 – 1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Г. Мюнстенберг попытался применить психологический анализ к практическим задачам производства. Самой крупной его работой является «Психология и промышленная эффективность». Он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует отбирать людей на руководящие должности.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений»

Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880 – 1949).

Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хоторнские эксперименты». Опыты на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» недалеко от Чикаго продолжались с 1927 по 1939 г.г. Они проводились в 4 этапа.

На первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда.

На втором этапе в 1926 году изучались «неконтролируемые факторы», определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений.

Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20 тысяч сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе.

Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. На данном этапе изучали воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно этому исследовались стиль руководства и структура межличностных отношений.

Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы, заложили фундамент для формирования поведенческого, или бихевиористского, подхода в индустриальной психологии и основы современного менеджмента. Немаловажным следствием экспериментов явилось возникновение понятия «хоторнский эффект» – положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.

Главный теоретический вывод Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

Продолжением школы «человеческих отношений» является школа «поведенческих наук» – изучение поведения на рабочем месте на основе социологии и психологии. Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребностей, которые имеют принципиальные отличия. Теория мотивации наиболее последовательно была развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений Д.Макгрегором.

К представителям этой школы относят А. Маслоу, Д. МакГрегора, Д. МакКлелланда, К.Арджариса, Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации (систему иерархии потребностей и процессный характер мотивации), власти, авторитета, коммуникаций и др. Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Акио Морита: «Качество дают не станки, а люди».

4.5 Новая (количественная) и эмпирическая «школы» управления

Становление и развитие школы науки управления или количественной школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, связанных с ними областей знаний. Они внесли значительный вклад в развитие теории управления. Необходимо отметить, что научный метод при анализе работы еще применял Ф. У. Тейлор. До второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

Тезис «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления» одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ, которую более точно можно назвать «количественной» школой (1950 по настоящее время). Эта школа применила точные науки (ЭММ, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесли существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Канторович Л.В. (Нобелевский лауреат), Новожилов В.В. и др.

Количественной школе предшествовал период, когда было разработано и сформулировало большое количество теорий, принципов, правил и т.д., т.е. был сформулирован эмпирический подход. На его основе были сформированы три методологических подхода: процессный, системный и ситуационный.

Влияние количественной школы на управление велико и оно будет увеличиваться в будущем.

Представители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Толчок к применению ЭММ и точных методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Таким образом, 50-е годы ХХв. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

Важный вклад в развитие науки управления вносит также эмпирическая школа управления, которая сама себя не относит к школам науки управления, однако вносит в ее развитие свой вклад. Ее представителями являются П. Друкер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен и др. Эта школа осуществляет обучение управлению на основе обобщения ситуаций, характерных для тех или иных областей управления. Придавая опыту большое значение, и обобщая его, эта школа выявляет новые подходы и решения. Целевое управление было выделено и обосновано именно представителями этой школы.