Литературный портрет писателя
Список рекомендуемой литературы
Творчество А.А. Ахматовой.
Список рекомендуемой литературы
Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов: Страницы биографии.— Ростов-н/Д., 2003.
Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова.— М., 1976.
Хватов А. Художественный мир Шолохова.— М., 1978.
Литвинов В. Михаил Шолохов.— М., 1985.
Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон».— М., 1989.
Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон».— Воронеж, 1989.
Литвинов В. Вокруг Шолохова.— М., 1991.
Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в этике М.А. Шолохова.— М. 1992.
Палиевский П. Шолохов и Булгаков.— М., 1999.
План
1. Раннее творчество А. Ахматовой. Тема любви и особенности её раскрытия в сборниках «Вечер», «Четки», «Белая стая».
2. Поэзия А. Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Патриотические мотивы в лирической книге «Подорожник» («Мне голос был. Он звал утешно»). Лирическая концепция современности в книге «Аnnо Domini» («Не с теми я, кто бросил землю»).
3. Работа над шестой книгой лирики, её место в сборнике «Из шести книг». Тема творчества в стихах, посвященных поэтам.
4. Поэма-цикл «Реквием», творческая история, время публикации. Глубина трагического постижения народного горя в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы. Общественное и художественное значение поэмы.
5. Поэзия А. Ахматовой в годы Великой Отечественной войны, Тема родины в цикле «Ветер войны». Героизм и трагизм защитников Ленинграда в военной лирике. Тема борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Лирический образ победы.
6. Основные черты поэтики А. Ахматовой в 1950 — 60-е гг. Творческое преображение исторического и биографического в «Поэме без героя». «Голоса» и голос автора. Итоговый сборник «Бег времени». Принцип отбора произведений в сборник. А. Ахматова о своем пути.
Виленкин В.В. В сто первом зеркале.— М., 1987.
Жирмунский В.М. Анна Ахматова.— Л. 1975.
Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки.— Л., 1980.
Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество.— М., 1991.
Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие.— М., 1993.
Кихней Я.Г. Поэзия Анны Ахматовой.— М., 1997.
Корнилов С.Н. Поэтическое творчество Анны Ахматовой.— М., 1998.
На заключительном занятии разговор о русской литературе 1920 —середины 1950-х гг. продолжается на основе заранее подготовленных студентами литературных портретов писателей. Литературный портрет не претендует на полноту освещения творчества художника, но выделяет, подчеркивает те черты его индивидуальности, что наиболее ярко проявились в рассматриваемый период.
Каждый из предлагаемых портретов сосредотачивается на анализе одного-двух произведений, создававших неповторимый колорит литературы своего времени и оказавшихся в центре общественного внимания. Для большинства писателей эти произведения - лучшее из того, что ими создано. Их оценка дает таким образом право на достоверные суждения о творческой индивидуальности автора.
Занятие строится следующим образом:
1) литературные портреты прозаиков, живущих в России;
2) литературные портреты писателей русского Зарубежья.
Для подготовки литературных портретов писателей, живущих в России, студентам предлагается список литературы в конце настоящей программы. Для написания литературных портретов писателей русского Зарубежья рекомендуем следующий список литературы: