VI. Методические рекомендации преподавателю
Литература и современность
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
2. Жук А.А. Русская проза второй пол. XIX века. М., 1981. Гл. 3. С. 132-160.
3. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. М., 2005.
4. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.
5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и его внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1998.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (вариант)
Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко
Ключевые понятия:рассказ, «рождественский рассказ», сказка, сатирическая сказка, философская сказка
1. Судьбы эпических жанров в 1880-1890-е годы. Преобладание малых повествовательных форм.
2. Жанр «рождественского» рассказа в творчестве Н.С. Лескова(1831-1895)(«Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Христос в гостях у мужика».
3. Философские сказки В. Гаршина (1855-1888) («Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).
4. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Короленко(1853-1921) («В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Река играет», «Лес шумит», «Без языка»).
5. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889). Показать на примере 3-4 сказок.
1. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983.
2. Латынина А.Н. В. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.
3. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.
4. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
5. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
6. Шаврыгин С.М. Вечные сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.
(защита итоговых проектов)
Темы проектов:
1. «Формула успеха» литературных героев
2. Модель построения семейного счастья героями русской литературы
3. Способы преодоления конфликта «отцов и детей» героями русской литературы XIXвека.
4. Семейные ценности в мире русской литературы
5. Система воспитания и образования, представленная на страницах отечественной классики
6. Трансформация образа «маленького человека» в русской литературе
7. Герой «моего романа» (оценка литературного героя: характер, где и как проявляется, система ценностей, жизненная позиция)
8. Что меня восхитило в биографии писателя (имя автора – по выбору студента)
9. Пути построения собственного имиджа героями русской классики
10. Путь к карьере, выбранный героями отечественной классики
11. Приемы и методы публичного выступления в русской литературе
*Темы проектов могут быть изменены и дополнены с учетом пожелания студентов
№ раздела п/п | Средства обучения | Формы обучения | Методы обучения |
№№ 1 -8 | Художественные тексты, конспекты статей, материалы лекций. Смежные виды искусства (архитектура, живопись, кино) | Лекция с элементами беседы, интеграция (литература и кино, литература и живопись, литература и архитектура) | Проблемный, эвристическая беседа, Составление таблицы, написание рецензии, конспектирование статей |
№ 9 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература | Практическое занятие | Доклады-презентации, конспектирование научно-критических статей, анализ текста |
№ 10 | Художественные тексты, конспекты статей, материалы лекций | Лекция с элементами беседы | конспектирование научно-критических статей, анализ текста |
№ 11 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература | Практическое занятие | Ответы на проблемные вопросы, конспектирование статей, композиционный анализ художественного произведения |
№ № 12- 15 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература | Лекции с элементами беседы | Конспектирование лекций, научно-критических статей |
№ 16 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма | Групповая форма работы, семинар | Анализ стихотворений, индивидуальные сообщения, конспектирование научно-критических статей по теме практического занятия |
№ 17 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма | Семинар | Сравнительный анализ стихотворений, изучение литературы по биографии писателя, конспектирование научно-критической литературы |
№ 18 | Лекционный материал, учебная и научно-исследовательская литература, воспоминания современников поэта, письма | Семинар, работа в группах | конспектирование научно-критических статей по теме практического занятия, анализ поэтических текстов |
№№ 19-20 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература, кинофильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», художественные тексты | Интегрированные формы обучения: литература и кино | Конспектирование лекций, просмотр кинофильма и написание сочинения-эссе |
№ 21 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Практическое занятие | конспектирование научно-критических статей, анализ текста, эвристическая беседа |
№№ 22-23 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Лекция с элементами беседы, интегрированные формы обучения (литература и театр) | Конспектирование лекции, просмотр спектаклей, написание рецензии |
№ 24 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Практическое занятие | Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы, конспектирование научно-критических статей , сравнительный анализ критических статей |
№ 25 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Лекция с элементами беседы | Конспектирование лекции, консультация |
№ 26 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Практическое занятие (вариант) | конспектирование научно-критических статей, анализ текста |
№ 27 | Лекционный материал, учебная и научно-критическая литература | Защита итогового учебного проекта, дискуссия | Исследовательский метод |