Новые общемировые принципы управления (90-е годы)

№ п/п Содержание принципов
      Лояльность к работающим Ответственность – обязательное условие успешного управления Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих Долевое участие каждого работающего в общих результатах Своевременная реакция на изменения во внешней среде Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворённости от работы Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями Этика бизнеса Честное отношение и доверие к людям Использование в работе фундаментальных основ менеджмента Чёткое представление о месте и роли организации в будущем Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

 

В классификации принципов управления предлагается выделять:

принципы обеспечения целенаправленности, согласованности и эффективности деятельности (объединяемые в группу принципов технологии управленческой деятельности или технологических),

принципы активизации деятельности и удовлетворенности трудом (объединяемые в группу влияния на поведения людей или поведенческих),

принципы, относящиеся к системе управления в целом, имеющие комплексный характер, и носящие черты принципов первой и второй групп (общеуправленческие).

К первой группе принципов технологии управленческой деятельности относятся:

- принципы целенаправленности (разделения ответственности или коллективной ответственности, вознаграждения за результат достижения цели, четкость целей и задач);

- принципы согласования деятельности (рациональные дисциплинарные требования; единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов, например, интересов потребителя; иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения; рациональные коммуникации);

- принципы обеспечения эффективности деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).

Ко второй группе принципов влияния на поведение работников относятся:

- принципы активизации деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создания благоприятной атмосферы);

- принципы обеспечения удовлетворенности трудом (справедливость, лояльность к работникам, честное отношение и доверие к людям).

К третьей группе общеуправленческих относятся социальная направленность управления, корпоративный дух, этичность бизнеса, постоянное совершенствование управления (управленческое новаторство), научность, своевременное реагирование на изменение внешней среды (ситуационность).

Эта система принципов не может считаться завершенной, напротив, она всегда остаётся открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении.