Национальное своеобразие басен И.А. Крылова.

IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)

1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.

 

2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. Введение на Руси христианства и его влияние на культуру и искусство Киевской Руси.

«Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев.

Литература XIV-XVI вв. («Задонщина» как художественный отклик на Куликовскую битву, «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Повесть о Горе-Злочастии», «Житие протопопа Аввакума»). Общекультурное и художественное значение древней литературы.

 

3. Формирование и развитие русского классицизма. М.В. Ломоносов как ученый и поэт. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, стиль, язык. Лирика Г.Р. Державина. Воспитательная роль журналов Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума»).

Д.И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль»: проблематика, образы героев, язык комедии.

 

4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как литературный памятник эпохи. Н.М. Карамзин – историограф. Работа над «Историей государства Российского».

5. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Периодизация, особенности литературного процесса в России начала XIX в. Литературные кружки, общества, периодические издания. Основные литературные направления .

6. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».: история создания, проблематика, образы героев. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.

8. Возникновение романтизма в России и в Европе: истоки и причины. Философские основы, особенности поэтики и эстетики. Роль В.А. Жуковского в формировании русского романтизма и элегической школы поэзии. Элегии и баллады в творчестве поэта-романтика.

 

9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики.

 

10. Особенности прозы Пушкина, ее внутреннее многообразие. Социально-исторические, нравственно-философские проблемы. «Повести Белкина» как образец национальной эпической книги.

«Капитанская дочка» как духовное завещание поэта в прозе: история создания, проблематика, образы героев.

 

11. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Периоды творчества: темы, мотивы лирики , образ лирического героя., личностно-исповедальный характер стихов поэта. Цикл романтических поэм: «Мцыри», «Беглец», «Демон». Нравственный пафос «Песни про купца Калашникова..».

«Герой нашего времени» как первый опыт создания философско-психологического романа. Проблематика, композиция, система образов.

 

12. Особенности мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Авторские циклы как способ создания художественной целостности. Новаторство писателя в драматургии. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. Нравственные и эстетические искания Гоголя в 1840-е годы. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями».

 

13. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в (1840-1860 гг.). Философская платформа славянофилов и западников. Возникновение революционно-демократических идей. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в формировании общественного сознания. Роль журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» в общественно-литературной борьбе эпохи.

Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения.

 

14. Характеристика романного творчества И.А. Гончарова. Художественные особенности романа «Обломов». Обломов и Штольц: способы создания характеров героев. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе главного героя. И.А. Гончаров – литературный критик.

 

15. И.С. Тургенев. Этапы творческой эволюции писателя. «Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра. Образ России в рассказах.

Романное творчество Тургенева. Принципы характеристики героев и развития сюжета.

Художественное своеобразие стихотворений в прозе.

 

16. А.Н. Островский как создатель национального театра. Периоды творчества драматурга. «Славянофильские» пьесы Островского (« Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). «Гроза» как «русская трагедия». Тема искусства и судьба актеров в пьесах «Лес», «Таланты и поклонники». Сказочно-символическая поэтика «Снегурочки».

 

17. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Проблема нравственного самосовершенствования и её художественное воплощение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Внутреннее единство цикла «Севастопольские рассказы».

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, духовные исканиях главных героев книги. Философские размышления писателя о роли личности в истории.

Нравственные и художественные искания Толстого в 1870-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». «Последние» произведения писателя («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат»).

 

18. Ф.М. Достоевский. Этапы становления писателя, общая характеристика его творчества. Роман «Бедные люди»: новый взгляд на проблему «маленького человека» в русской литературе. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Многоплановость художественной структуры романа «Братья Карамазовы». «Диалогичность и полифонизм» его романов. «Речь о Пушкине» как духовное завещание писателя .

 

19. Творчество А.П. Чехова. Основные мотивы и темы прозы А.П. Чехова. Сложное сочетание в системе повествования конкретности изображения и лиризма.

Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура пьес, эмоциональная атмосфера, особенности действия.