Курс 2, семестр 4
II. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель курса-осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века)
Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:
- дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);
- познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;
- рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;
- ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;
- углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения;
- создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе.
Решающую роль в успешном изучении литературного материала играет самостоятельная работа студента (работа с учебной литературой, материалами лекций, научной и критической литературой, просмотр учебных и художественных фильмов, спектаклей, написание рецензий, отзывов, эссе). Соответственно, программа оснащена библиографией, включающей научные, учебные, справочные издания, а также литературу по творчеству рассматриваемых в курсе писателей. На заключительном этапе изучения дисциплины студенты представляют результаты своих проектов.
Место дисциплины в учебном процессе: курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов II года обучения по специальностям «Связи с общественностью», «Издательское дело и редактирование» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы»
III. Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование»
( с распределением общего бюджета времени в часах)
Раздел дисциплины, содержание | Аудиторные занятия (часов) | Методические указания студентам Внеаудиторная СРС | |||
Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | ||||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | ||||
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. | 2/1 | Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора | |||
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. | 4/2 | Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». | текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии | ||
3. Формирование и развитие русского классицизма. | 4/1 | Оформление модели художественного метода | |||
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма | 1/1 | Оформление модели художественного метода | |||
5.Национальное своеобразие русской литературы XIX в | 2/2 | Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода | |||
6.Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. | 2/1 | Изучение литературы по теме лекции, конспектирование статей к практическому занятию | |||
7. Возникновение романтизма. Творчество В.А. Жуковского. | 2/2 | Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта) | текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть | ||
8. Творчество поэтов пушкинского круга ( К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов). | Заучивание стихотворений А.С. Пушкина | Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов | |||
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. | 3/2 | Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть | ||
10. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев. | Подготовить конспект научных статей по теме лекции | ||||
11. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина | 3/2 | Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. | Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина | ||
12. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности | 4/3 | Изучение литературы по теме лекции | |||
13. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. | 5/3 | Изучение литературы по теме лекции | промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова | ||
14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения . | 1/1 | Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета | |||
15. Лирика А.Фета. | Конспектирование статей к практическому занятию № 4 | Выразительное чтение стихотворений А. Фета | |||
16. Лирика Ф.И. Тютчева | Конспектирование статей к практическому занятию № 5, Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист» | Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть | |||
17. Лирика Н.А. Некрасова | Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова | ||||
18. Романное творчество И.А. Гончарова | 2/2 | Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» | Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме? | ||
19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. | 2/2 | Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени» | |||
20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов | Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую | Проверка конспектов критических статей | |||
21. А.Н. Островский как создатель национального театра | 3/1 | Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене | Написание рецензии на спектакль | ||
22. Творческий путь Л.Н. Толстого | 4/3 | Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию № 7 | текущий контроль (проверка конспектов статей) | ||
23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев | текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского) | ||||
24. Судьба и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди» как дебютное произведение. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание» | 4/3 | Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции | текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского) | ||
25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант) | текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века) | ||||
26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе и драматургии. | 3/2 | Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова | Консультация перед итоговым экзаменом | ||
27. Русская литература и современность (защита проектов) | Защита индивидуальных проектов |
В результате освоения дисциплины студент должен
- иметь представление о характере общекультурного и историко-литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);
- понимать национальную специфику отечественной литературы, ее отличительные особенности в сравнении с западноевропейской;
- осмыслить содержание этапов литературного развития в XIX веке (смена литературных школ, направлений, литературная борьба, кружки, общества, периодические издания);
- знать содержание основных произведений, биографии изучаемых в курсе писателей;
- уметь анализировать различные научные точки зрения, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость «другой» позиции;
- владеть навыками анализа и интерпретации художественного текста и произведений других видов искусства .
Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать и передавать ее;
- умение работать в группе, вести дискуссию, слушать преподавателя и других выступающих;
- формирование эмоционально-личностного отношения к отечественной литературе: способность соотносить собственное видение мира с видением мира автора художественного произведения, собственные ценности – с ценностями, отраженными в произведении; понимание современного звучания классических текстов;
- креативная компетенция: сочинение эссе, рецензии, анализ эпизода, устные и письменные ответы на проблемные вопросы;
- способность моделировать публичное выступление с использованием традиционных и современных методик.