История русской литературы XVIII века

Древнерусская литература

История русской литературы до XX века

Русское устное народное творчество

Фольклор как предмет филологического изучения. Фольклор – предмет изучения разных наук. Филологическая фольклористика и ее цели. Литература и фольклор (устное народное творчество) – два вида словесного искусства. Устная форма создания, распространения и бытования народных произведений. Отражение общественной и бытовой жизни народа, его идеологии и эстетики. Воплощение в фольклоре национальной психологии (ментальности). Национальное и общечеловеческое. Взаимодействие русского фольклора с фольклором других народов.

Художественно-эстетическая специфика фольклора. Фольклор – коллективное творчество. Исполнительство и авторство в устном фольклорном процессе. Появление нового только на традиционной основе. Анонимность произведений. Синкретизм ранних форм фольклора. Их связь с утилитарными потребностями, с обрядами. Синтез в фольклоре как позднее явление. Вариативная природа фольклора.

Жанровая система русского фольклора. Проблема классификации жанров русского фольклора (жанры эпические, лирические и драматургические; обрядовый и внеобрядовый фольклор; малые жанры). Взаимосвязь и взаимодействие фольклорных жанров. Историческое развитие фольклора как изменение и совершенствование традиции, постепенная замена устаревшей системы жанров новой. Преемственность жанров.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Художественные особенности пословиц и поговорок. Загадки. Художественные особенности загадок. Сказки как вид народной прозы. Основные жанры сказок: о животных, волшебные, бытовые (анекдотические и новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Русские сказочники.

Несказочная проза. Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность. Наиболее крупные циклы: о «справедливом царе» (Иване Грозном, Петре I); о народных предводителях (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве); о "благородных разбойниках".

Былины. Особенности отображения истории в былинах. Исторические прототипы. Появление новых произведений в результате переработки более древних – тематически близких. Многослойность былинных сюжетов.

Основные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Древнерусская литература – начальный и исторически закономерный этап развития отечественной литературы. Характеристика эпохи (сведения о письменности, принятие христианства, создание древнерусского государства, связь Руси с Болгарией и Византией и др.) Процесс «трансплантации» литературы (появление памятников переводной литературы).

Своеобразие литературы Древней Руси. Отличие древнерусской литературы от литературы нового и новейшего времени в характере бытования и художественного осмысления мира. Атрибуция текста, автора, места и времени написания памятника. Средневековый символизм и художественное абстрагирование. Литературный этикет. Система жанров (летописание «Повесть временных лет»; агиография «Сказание о Борисе и Глебе», Киево- Печерский патерик; красноречие – «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона). Христианский характер литературы; её демократизм, связь с устным народным творчеством.

«Слово о полку Игореве» героический пролог русской литературы. «Повесть временных лет» и «Слово» о походе Игоря. Художественная природа «Слова». Гуманизм автора-патриота. Героический пафос «Слова». Образ Русской земли. Лиризм. Тесная связь с народной поэзией. Литературная судьба «Слова о полку Игореве». «Слово» и «Слово о погибели Русской земли». «Слово» и памятники Куликовского цикла («Задонщина»).

Литература периода монголо-татарского нашествия и объединения северо-восточной Руси (вторая треть XIII в. 80-е гг. XV века). Жанр воинской повести в эпоху начала монголо-татарского ига. «Повесть о битве на реке Калке». Особенности трактовки исторических событий. Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского». Своеобразие княжеского идеала в произведении. Соединение элементов жития и воинской повести.

Проблема жанровой принадлежности «Слова о погибели Русской земли». Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова». Историческое и нравственное значение Куликовской битвы. Подъем национального самосознания, расцвет литературы и искусства. Идейный пафос эпохи Куликовской битвы и его художественное воплощение в «Задонщине». Проблема жанра и авторства «Задонщины».

«Сказание о Мамаевом побоище» как новый этап развития жанра воинской повести. Композиция, приемы характеристики персонажей, своеобразие и функции пейзажа, стилистические особенности произведения.

«Житие Сергия Радонежского». Развитие типа преподобнического жития. История текста. Отражение исторической жизни Руси в «Житии». Суждение Епифания о литературном стиле и своеобразие использования стиля «плетения словес» в произведении.

Развитие жанра хождений в XV веке, возникновение купеческого хождения. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина: история создания, историческое, легендарное, взгляды и размышления путешественника, изображение Индии, своеобразие стиля.

Литература Московского централизованного государства (конец XV–XVI вв.). Историческая основа расцвета публицистики в конце XV–XVI вв. Светская публицистика XVI века. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма. Развитие традиции беллетристической повести в XV в. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, её связь с публицистическим творчеством автора. Своеобразие композиции, системы образов, стиля повести. Фольклорное начало в произведении. Житийные мотивы в повести.

Художественные приобретения литературы XVII века по сравнению с Русским Средневековьем. Историческое своеобразие эпохи. Рост демократических элементов в литературе. Начало процесса обмирщения культуры. Творчество протопопа Аввакума. Своеобразие композиции, принципов изображения главного героя, стиля «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Жанр «Жития».

Проблематика бытовых повестей XVII века. Жизненный выбор молодого человека и его судьба в «Повести о Горе-Злочастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злочастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения. Соединение различных жанровых традиций, новы е элементы в сюжете, традиционное и новое в системе персонажей, своеобразие жанра «Повести о Савве Грудцыне». Новое решение проблемы судьбы молодого человека в «Повести о Фроле Скобееве». Новеллистический характер сюжета повести. Своеобразие выражения авторской позиции. Стилистика и жанр произведения.

 

Литература переходного периода (конец XVII - первая четверть XVIII вв.). Секуляризация литературы и литературного творчества. Новый тип героя в анонимных повестях петровского времени (в сопоставлении с произведениями XVII века о «блудном сыне»). Смена писательского типа. Ликвидация монополии на литературное творчество ученых монахов. Писатель и государство.

Литература русского классицизма. 1830-1850-е гг. – период окончательного оформления национальной государственности, утверждения русского классицизма с его патриотическим гражданским пафосом. Проблема национального своеобразия русского классицизма. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков как теоретики русского классицизма: литературно-теоретические трактаты и переводы Тредиаковского; Ломоносовское учение о «штилях»; «эпистолы» Сумарокова о поэтическом искусстве. Реформа русского стихосложения. Торжественные («похвальные») оды – основной жанр поэзии М.В. Ломоносова. Оды Ломоносова – выражение широкой программы государственных преобразований. Поэтический стиль од Ломоносова.

Традиции и новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга. Социальный конфликт и обличительно-сатирическая направленность комедии «Недоросль». Смысл названия. Композиция и сюжет пьесы; роль «внесюжетных» сцен и «внесценических» персонажей в раскрытии идейного замысла автора. Особенности образной системы. Социальная и психологическая мотивированность, индивидуализация языка персонажей. Прием «говорящего имени». Народность комедии. Фонвизин в русской критике.

Литературные направления в последней четверти XVIII века. Н.М. Карамзин как представитель русского сентиментализма. Процесс демократизации русской литературы, затронувший все сферы художественного творчества: мир героев, писательский состав, читательскую среду. Сложность литературной борьбы эпохи: кризис классицизма, становление и расцвет сентиментализма, зарождение предромантизма, рост реалистических тенденций (Н.И. Новикόв, А.Н. Радищев, И.А. Крылов).

Н.М. Карамзин – писатель, историк и общественный деятель. «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма. Романтическое начало в повести «Остров Борнгольм». «Историческая» повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»: решение вопросов о формах государственного правления. «Новый слог» Карамзина и развитие русского литературного языка.

А.Н. Радищев. Философско-эстетические и социально-политические взгляды Радищева. Ода «Вольность» и русская революционная поэзия. Особенности решения Радищевым проблемы характера, среды и обстоятельств «Житии Федора Васильевича Ушакова». Национально-историческая тема в творчестве Радищева («Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Слово о Ломоносове» и др.). «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания и публикации книги. Изображение самодержавия и крепостничества; несостоятельность предлагавшихся путей улучшения жизни народа, отказ от идеи «просвещенного абсолютизма» и обоснование права народа на революционное выступление. Особенности решения автором проблем «естественного закона» и всеобщего беззакония, личности и государства, воспитания и образования, трагического разрыва между «дворянской» и «крестьянской» Россией. Образ Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников. Жанрово-композиционное своеобразие. Сочетание трагического и комического, патетики и иронии. Язык и стиль книги.