Евгений Онегин” А.С.Пушкина: жанровое своеобразие романа в стихах

Практическое занятие № 9

Идейно-художественное своеобразие

Практическое занятие № 8

Развитие жанра поэмы в творчестве Баратынского

Практическое занятие № 7

Усложнение романтической коллизии,

План:

1. Поэтика романтической поэмы, ее типологические черты.

2. Развитие традиционного романтического конфликта, появление его вариативности.

3. “Эда”: отказ от традиций романтической поэмы байроновского типа. “Новая дорога” Баратынского.

4. “Бал”: усложнение романтической коллизии. Мотив возвращения героя как структурный элемент поэм Баратынского. Децентрализация поэмы: удвоение персонажей. Значение образа Нины.

5. “Наложница”: децентрализация действия, “сопряжение” равных персонажей. Постромантический характер конфликта.

Литература:

Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1988.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “… Он шел своею дорогой один и независим” (Поэмы Баратынского)).

Тойбин И.М. Поэма Баратынского “Эда” // Русская литература, 1963. - № 2.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите типологические черты романтической поэмы, особенности её поэтики.

2. Выполните анализ поэм Баратынского “Эда”, “Бал”, “Наложница” с точки зрения эволюции коллизии и конфликта.

 

Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра,

План:

1. “Мцыри”: своеобразие художественного конфликта и героя.

2. Философский характер конфликта в поэме «Мцыри».

3. Пространственно-временные отношения в поэме «Мцыри».

4. “Демон”: философский универсализм конфликта в поэме.

5. Своеобразие героя в поэме «Демон».

6. Литературные традиции и их переосмысление в поэме «Демон»: образ Демона.

7. Философское осмысление зла в творчестве Лермонтова.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)).

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. – М., 1969

Методические указания:

  1. Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:

1) Эволюция русской романтической поэмы.

2) Философский универсализм романтической коллизии поздних романтических поэм.

  1. Прочитайте поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.
  2. Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале поэм М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.

 

План:

1. Система персонажей, своеобразие конфликта. Смысл противопоставления образов Онегина и Татьяны. Онегин как развивающийся персонаж. Романная коллизия в “Евгении Онегине”.

2. “Евгений Онегин” как свободный роман: особенности композиционного решения, разомкнутость, незаконченность сюжетного построения.

3. Лирическая манера повествования в “Евгении Онегине”. Автор и герой в произведении.

4. Автор – повествователь, действующее лицо, лирический герой, демиург: многоликость и единство.

5. Синтез лирики и эпоса в “Евгении Онегине”: автор как лирический герой и действующее лицо, контраст формы и содержания в произведении, проблема “лирических отступлений”.

Литература:

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Беликова А.В. “Евгений Онегин” А.С. Пушкина и “Дон-Жуан” Байрона – “роман в стихах” // Вестник Московского университета, 1982. - № 2.

Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете (“Евгений Онегин”) // Динамическая поэтика: От замысла к воплощению. – М., 1990.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370.

Кошелев В.А. “Онегина воздушная громада” //Литература в школе. –1998. - № 8; 1999. - № 1; 2000. - № 3.

Красухин Г. “Евгений Онегин” (специфика жанра, литературная жизнь 10-20-х годов в романе) // Литература. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. - №22. С. 5 –12.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Поляков М. Традиция и законы жанра. “Евгений Онегин” // Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978. С. 329 – 347.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Семенко И.М. Эволюция “Онегина” (к спорам о пушкинском романе) // Русская литература, 1996. - № 2. С. 111 – 128.

Тамарченко Н.Д. Статус героя и “язык” сюжета в “Евгении Онегине” // Болдинские чтения. – Горький, 1983.

Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета “Евгения Онегина” // Болдинские чтения. – Горький, 1982.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Методические указания:

1.Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:

1) Роман как новый жанр. Отсутствие жанрового канона в романной форме повествования.

2) Роман как эпический жанр: типологические особенности.

3) Своеобразие свободного романа.

4) Лирика как литературный род.

5) Автор и герой в лирическом произведении. Лирический герой.

2.Прочитайте роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

3.Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале романа “Евгений Онегин”.