Евгений Онегин” А.С.Пушкина: жанровое своеобразие романа в стихах
Практическое занятие № 9
Идейно-художественное своеобразие
Практическое занятие № 8
Развитие жанра поэмы в творчестве Баратынского
Практическое занятие № 7
Усложнение романтической коллизии,
План:
1. Поэтика романтической поэмы, ее типологические черты.
2. Развитие традиционного романтического конфликта, появление его вариативности.
3. “Эда”: отказ от традиций романтической поэмы байроновского типа. “Новая дорога” Баратынского.
4. “Бал”: усложнение романтической коллизии. Мотив возвращения героя как структурный элемент поэм Баратынского. Децентрализация поэмы: удвоение персонажей. Значение образа Нины.
5. “Наложница”: децентрализация действия, “сопряжение” равных персонажей. Постромантический характер конфликта.
Литература:
Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1988.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “… Он шел своею дорогой один и независим” (Поэмы Баратынского)).
Тойбин И.М. Поэма Баратынского “Эда” // Русская литература, 1963. - № 2.
Методические указания:
1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите типологические черты романтической поэмы, особенности её поэтики.
2. Выполните анализ поэм Баратынского “Эда”, “Бал”, “Наложница” с точки зрения эволюции коллизии и конфликта.
Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра,
План:
1. “Мцыри”: своеобразие художественного конфликта и героя.
2. Философский характер конфликта в поэме «Мцыри».
3. Пространственно-временные отношения в поэме «Мцыри».
4. “Демон”: философский универсализм конфликта в поэме.
5. Своеобразие героя в поэме «Демон».
6. Литературные традиции и их переосмысление в поэме «Демон»: образ Демона.
7. Философское осмысление зла в творчестве Лермонтова.
Литература:
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)).
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. – М., 1969
Методические указания:
- Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:
1) Эволюция русской романтической поэмы.
2) Философский универсализм романтической коллизии поздних романтических поэм.
- Прочитайте поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.
- Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале поэм М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.
План:
1. Система персонажей, своеобразие конфликта. Смысл противопоставления образов Онегина и Татьяны. Онегин как развивающийся персонаж. Романная коллизия в “Евгении Онегине”.
2. “Евгений Онегин” как свободный роман: особенности композиционного решения, разомкнутость, незаконченность сюжетного построения.
3. Лирическая манера повествования в “Евгении Онегине”. Автор и герой в произведении.
4. Автор – повествователь, действующее лицо, лирический герой, демиург: многоликость и единство.
5. Синтез лирики и эпоса в “Евгении Онегине”: автор как лирический герой и действующее лицо, контраст формы и содержания в произведении, проблема “лирических отступлений”.
Литература:
Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Беликова А.В. “Евгений Онегин” А.С. Пушкина и “Дон-Жуан” Байрона – “роман в стихах” // Вестник Московского университета, 1982. - № 2.
Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете (“Евгений Онегин”) // Динамическая поэтика: От замысла к воплощению. – М., 1990.
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370.
Кошелев В.А. “Онегина воздушная громада” //Литература в школе. –1998. - № 8; 1999. - № 1; 2000. - № 3.
Красухин Г. “Евгений Онегин” (специфика жанра, литературная жизнь 10-20-х годов в романе) // Литература. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. - №22. С. 5 –12.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Поляков М. Традиция и законы жанра. “Евгений Онегин” // Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978. С. 329 – 347.
Пушкин и современная культура. – М., 1996.
Семенко И.М. Эволюция “Онегина” (к спорам о пушкинском романе) // Русская литература, 1996. - № 2. С. 111 – 128.
Тамарченко Н.Д. Статус героя и “язык” сюжета в “Евгении Онегине” // Болдинские чтения. – Горький, 1983.
Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета “Евгения Онегина” // Болдинские чтения. – Горький, 1982.
Пушкин и современная культура. – М., 1996.
Методические указания:
1.Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:
1) Роман как новый жанр. Отсутствие жанрового канона в романной форме повествования.
2) Роман как эпический жанр: типологические особенности.
3) Своеобразие свободного романа.
4) Лирика как литературный род.
5) Автор и герой в лирическом произведении. Лирический герой.
2.Прочитайте роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
3.Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале романа “Евгений Онегин”.