Романтические поэмы А.С.Пушкина: жанровые особенности

Практическое занятие № 6

Типологические черты романтического конфликта и героя в поэме

Романтическая поэма как жанр.

Практическое занятие № 5

План:

1. Генезис и эволюция жанра поэмы.

2. Романтическая поэма как жанровая модальность: влияние лирических и лиро-эпических жанров на жанр поэмы.

3. Романтическая коллизия, ее типологические черты. Своеобразие центрального персонажа.

4. Лироэпическая поэма Байрона. Сюжетная схема эпической поэмы (потеря – поиск – обретение) и ее трансформация в романтической поэме. Типологические черты байроновского романтического героя, особенности художественного конфликта в поэме “Корсар”. Байрон и развитие русской романтической поэмы.

5. Поэма К.Ф.Рылеева “Войнаровский”: единство типологической модели героя и конфликта. Рылеев и Байрон. Своеобразие образа Мазепы.

6. “Руслан и Людмила” Пушкина: романтическая поэма как жанровая модальность: влияние на архитектонику поэмы жанрового закона дружеского послания.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Маймин Е.А. Поэты-декабристы: Гражданский революционный романтизм поэзии Рылеева // Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Главы “Успехи посреди нас поэзии романтической” (Модель романтического конфликта: Рылеев, Козлов, Вельтман и др.); “Могучий освободительный шаг вперед” (Романтическая поэма как жанр)).

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите жанровые признаки поэмы, покажите, каковы отличия романтической поэмы, каково влияние западноевропейских образцов жанра поэмы на творчество русских романтиков.

2. Выполните анализ поэм Дж.Г.Байрона “Корсар”, А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеева “Войнаровский” с точки зрения жанровой типологии.

 

План:

1. Своеобразие романтического героя и романтического конфликта.

2. Автор и герой в романтической поэме.

3. Поэма А.С.Пушкина “Кавказский пленник”: формирование классической формы романтического конфликта в русской романтической поэме. Пушкин и Байрон. Своеобразие героя в поэме, его противоречивость, несоответствие традиционному типу романтического героя поэмы байроновского типа.

4. “Бахчисарайский фонтан”: своеобразие конфликта. Соотношение непроясненности внешнего сюжета и ясности мотивировок поступков персонажей в поэме. Образы Гирея, Марии, Заремы, их романтическая суть. Децентрализация поэмы.

5. “Цыганы”: усиление значения центрального персонажа. Антибайронический и антируссоистский характер поэмы. Своеобразие конфликта, смысл противопоставления образов Алеко и старого цыгана. Философский характер конфликта поэмы.

Литература:

Бонди С.М. Поэмы Пушкина //Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. – М., 1960. Т. 3.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Самое полное цветение русского романтизма” (Южные поэмы Пушкина)).

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите особенности романтического героя и романтического конфликта.

2. Выполните анализ поэм А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”, обращая внимание на своеобразие конфликта, специфику героя и эволюцию жанра поэмы в творчестве А.С.Пушкина.