Развитие романтической баллады

Практическое занятие № 4

Формирование романтической баллады

Практическое занятие № 3

План:

1. Баллада как литературный жанр. Генезис жанра.

2. Канон фольклорной баллады: синкретизм литературных родов (повествовательный сюжет, лирическое освещение этого сюжета, диалогическая композиция).

3. Деканонизация жанра баллады в литературе конца XVIII – начала XIX веков.

4. Жанровый канон и жанровый закон “Баллад о Робин Гуде”.

5. “Людмила” Жуковского и “Ольга” Катенина: перевод баллады Бюргера.

6. “Ленора” и поэтика индивидуального стиля поэтов. Поэтика романтизма в “Людмиле”. Жанровое своеобразие.

7. “Лесной царь”: специфика художественного восприятия в переводе Жуковского. Традиции балладного жанра и отход от них в “Лесном царе” Жуковского: лиризация баллады.

Литература:

Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. – Петрозаводск, 1966.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379 – 383.

Гете И.В. Разбор и объяснение // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 554 – 556.

Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 7 – 26.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Уланд Л. О балладе // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 556 – 562.

Цветаева М. Два “Лесных царя” // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 593 – 597.

Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода бюргеровой баллады “Ленора” //Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 582 – 590.

Грязнова А.Т. Лесной царь или король ольхи: (О балладе Жуковского “Лесной царь”) // Русский язык в школе, 2001. - № 5.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите вопрос о происхождении и истории развития жанра баллады, определите жанровые признаки баллады

2. Выполните анализ “Баллад о Робин Гуде”, баллад П.А.Катенина “Ольга”, В.А.Жуковского “Людмила”, “Лесной царь” сточки зрения жанрового канона, соответствия традициям и отхода от них, авторского стиля; покажите особенности переводных баллад, их отличие от оригинала.

План:

1.Деканонизация жанра романтической баллады. Неканоническая баллада как “образ жанра”.

2.Романтическая коллизия в жанре баллады.

3.“Светлана” Жуковского: трансформация традиционного балладного сюжета и изображение внутренней реальности сознания.

4.Романтическая коллизия в балладе В.А. Жуковского “Эолова арфа”.

5.Жанр баллады в творчестве А.С. Пушкина:

а) “Песнь о вещем Олеге”: традиции балладного жанра. Своеобразие тематики и героя;

б) “Бесы”: лиризация баллады. “Балладный” подтекст стихотворения, его диалогический характер. “Бесы” как “образ жанра”.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379 – 383.

Бройтман С.Н. “Бесы” Пушкина в свете исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. – Кемерово, 1986.

Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 7 – 26.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите специфику романтической баллады, покажите пути развития этого жанра.

2. Выполните анализ баллад В.А.Жуковского “Светлана”, “Эолова арфа”, А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, “Бесы” с точки зрения жанрового своеобразия и авторского стиля.