I. Творчество А. Платонова
Семинар.
Проза 1920-х годов. Люди и время.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
На кафедре имеется комплект учебно-методической литературы в бумажной версии, учебная литература. Аудитории оснащены мультимедийным проектором с экраном для презентаций (SmartBoard), в интернет-классе имеется доступ во всемирную сеть и локальную сеть вуза и факультета ( компьютеры Dell). Такие же возможности предоставляет и читальный зал библиотеки.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 032700 – Филология, профили: Отечественная филология (Русский язык и литература), Прикладная филология, Зарубежная филология.
Автор: Жак Е.С., ст. преподаватель кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.
Рецензент: Черюкина Г.Л., к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы факультета филологии и журналистики Южного федерального университета.
Программа утверждена на заседании кафедры теории и истории мировой литературы от 21.01.2011 г., протокол № 5.
Программа одобрена на заседании НМС факультета филологии и журналистики от ____________________ 2011 года, протокол №___ .
1. Основные исторические, культурные и политические события 1920-х годов (составить небольшую таблицу или перечень). Быт советского гражданина. Человек в контексте времени (М. Булгаков «Собачье сердце», «Дьяволиада»; А. Толстой «Гадюка», Г. Алексеев «Шуба»).
2. Образ будущего: ожидания и опасения (Е. Замятин «Мы», В. Маяковский «Баня»).
3. Герои времени и «лишние люди» (Ю. Олеша «Зависть»).
Литература:
1. Воронский А. Евгений Замятин // Воронский А. Избранные статьи о литературе. М., 1982.
2. Петровский М. Два мастера: Владимир Маяковский и Михаил Булгаков // Литературное обозрение. 1987. № 6. С. 30 – 37.
3. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х гг. Воронеж, 1975. С. 110 – 153.
4. Чудакова М. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972.
Философские головоломки писателей 1920-30 гг.
Общее задание (правила, рамки): одним из ключевых художественных образов Платонова становится путешествие.Поэтому:форма семинара – «путешествие» с «открытым сердцем» по произведениям Платонова (в хронологическом порядке).
Рабочая гипотеза: произведения Платонова воспринимаются как один большой Текст, который, однако, разбивается на небольшие отрезки-остановки во время путешествия читателя по нему.
Во время этого путешествия:
1. Нужно ответить на вопрос – кто путешествует (герой Платонова)?
2. Нужно всегда отмечать отправную точку путешествия (потеря чего-то или кого-то, появление вопроса, «манящая даль», желание уйти).
3. Направление путешествия (задано или нет, знает герой – куда идёт или идёт куда глаза глядят; по-горизонтали путешествует (вдаль) и по-вертикали (верх и низ)).
4. Итог путешествия (достиг цели, если она была или нет; к чему пришёл герой в конечном итоге).
«Сокровенный человек».
«Котлован».
«Фро».
«Река Потудань».
«Возвращение».