АННОТАЦИЯ
Оборотная сторона титульного листа РПУД
Школа региональных и международных исследований ДВФУ
Согласовано | «УТВЕРЖДАЮ» |
Школа региональных и международных исследований ДВФУ | Заведующая (ий) кафедрой ________________________________ (русского языка и литературы) |
Руководитель ОП | |
_____________ __________________ (подпись) (Милянчук Н.С.) | ______________ _________________ (подпись) (Крылова Г.М.) |
«_____»___________________20___г. | «______»_________________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
История русской литературы (вторая треть XIX в.)
031000.62 «Филология»
Форма подготовки (очная/ заочная)
Школа региональных и международных исследований ДВФУ
Кафедра русского языка и литературы
курс 2 семестр 4
лекции 34 (час.)
практические занятия 17 час.
семинарские занятия________час.
лабораторные работы_______час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 51 (час.)
самостоятельная работа 78 (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет _ семестр
экзамен 4 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ от 10 марта 2000 г., регистрационный N 73 гум/бак), образовательного стандарта ДВФУ.
Рабочая программа обсуждена на заседании
кафедры русского языка и литературы« 01 » сентября 2011 г.
Заведующая (ий) кафедрой_________________________________________ 2011 г.
Составитель (ли): Полещук Л.З.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Программа курса «История русской литературы (вторая треть XIX в.)» составлена в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 031000.62 «Филология». Дисциплина «История русской литературы (первая треть XIX в.)» относится к циклу дисциплин направлений, федеральный компонент (ДН(М).Ф. 15.8).
Курс «История русской литературы (вторая половина XIX в.)» связан с такими предшествующими курсами как «История русской литературы (первая треть XIX века)», «введение в литературоведении», «История русской культуры», «Отечественная история» и предваряет изучение таких курсов как «История русской литературы (конец XIX в. – начало XX в.)», «История русской литературы (третья треть XIX века)», «История русской литературы ХХ-XXI».
Цель курса – познакомить студентов с этапами развития русской литературы, ее хронологическими и географическими границами, с ее специфическими особенностями.
Задачи курса – дать представление студентам о литературном процессе второй половины XIX века; показать взаимосвязь общественных и литературных процессов; познакомить студентов с воззрениями западников и славянофилов, художественным творчеством писателей натуральной школы, а также с ведущими писателями второй трети XIX века: И. Гончаров, И. Тургенев, Н. Чернышевский и др.
По завершении обучения студент должен:
- уметь анализировать текст ведущих писателей второй трети XIX века;
- владеть системой знаний о закономерности литературного развития; навыками работы с литературным текстом, владеть методикой идейно-художественного анализа;
- знать представление об истоках и сущности литературного процесса второй трети XIX в.
I. содержание теоретической части курса
Лекции (34 часов)
Тема 1. Введение.Основные тенденции развития литературного процесса ко второй трети XIX в.: доминирование прозы, выход реализма на первый план. Достижения русской литературы перед новым этапом развития и задачи, стоящие перед литературой нового времени. (2 час)
Тема 2. Характеристика общественной и литературной жизни России 40 - 70 годов.Противоречия русской общественной жизни. Оживление общественно - политической жизни. Крестьянский вопрос и реформа 1861 года. Конфликт русского общественного сознания (противостояние либерального дворянства и разночинной интеллигенции). Влияние общественно - политической ситуации на характер русской литературы.
Характеристика литературной жизни. 40-е- 50-е годы - "новая волна" в русской литературе (И. Гончаров, И. Тургенев, Н.Некрасов, Н. Чернышевский, М. Салтыков - Щедрин). Натуральная школа. Новая ступень в развитии русского критического реализма. История образования. Хронология, состав, эстетические манифесты. В.Г. Белинский — организатор, теоретик и пропагандист «натуральной школы». Литературно-критическая деятельность Белинского (взгляд на РЛ 1847 г.) Литературно- публицистические альманахи: « Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Проблема «маленького человека» в произведениях «натуральной школы». Философия и поэтика «натуральной школы». Споры вокруг «натуральной школы». Основные жанры натуральной школы: физиологический сборник, социальная повесть, социально - психологический роман. Типология конфликтов натуральной школы: «превращение», биография, диалогический конфликт как способы раскрытия проблемы «человек- среда».Значение «натуральной школы» для развития русского реализма. Литературная критика В.Г. Белинского. Русское славянофильство 40 - 70-х годов (К.С. Аксаков, братья Киреевские). Проблема народности в литературной критике 40 - 70 годов.(4 час)
Тема 3. И.С. Тургенев (1818 - 1883).Личность. Основные этапы формирования личности и творчества. Первый литературный опыт (поэма "Параша"). Знакомство с В.Г. Белинским. Служба в Министерстве внутренних дел. Знакомство с Полиной Виардо. Серия очерков из будущего сборника "Записки охотника" ("Хорь и Калиныч", "Контора", "Бурмистр", "Малиновая вода").Обращение Тургенева к крестьянской теме. «Записки охотника». Проблематика, своеобразие. От новеллы к эпосу. «Записки охотника» — эпос крестьянской жизни. Своеобразие цикла. Особенности проблематики. Развитие принципов «натуральной школы». Значение рассказчика. Художественное своеобразие очерков. Мастерство писателя в создании народного характера. Психологизм в раскрытии характеров. Сотрудничество с некрасовским "Современником". Роман "Отцы и дети" (1862 год, ж. "Русский вестник"). Творческая история романа. Характер конфликта. Трагический конфликт в романе. Соотношение семейного и социального конфликтов. Философская глубина конфликта. Усложнение проблематики и характера конфликта в романе. Противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова (отталкивание и сближение). Базаров: социальный, психологический, философский тип героя. Проблема нигилизма в романе. Интерес Тургенева к своему герою. Внутренний конфликт Базарова. Мировоззренческий кризис героя. Углубление внутреннего конфликта. Усиление жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Соотношение героя и фона. Проблема финала. Художественное своеобразие романа (композиция, диалог - спор, детали портрета, пейзажа, приемы психологической характеристики, богатство языка). "Отцы и дети" в русской критике. Полемика вокруг романа.Актуальность романа в наши дни. Значение творчества И.С.Тургенева.«Дворянское гнездо». Образ Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной. Проблематика. Конфликт.(6 час)
Тема 4. И.А. Гончаров (1812-1891).Личность. Происхождение. Характер образования (домашнее, коммерческое училище в Москве, Московский университет). Первый роман "Обыкновенная история" (1847). Очерк "Сон Обломова" (1849). Кругосветное путешествие на фрегате "Паллада". Цензорская деятельность. Публикация очерков "Фрегат "Паллада" (1856). «Обломов» как философско-исторический и любовно- психологический роман (1859). Проблематика. Замысел. Идея писателя. Проблема характеров Обломова, Штольца, Ольги. Художественная структура и концепция человека. Диалогический конфликт. Обломов и Штольц в романе. Философский уровни конфликта. Художественное своеобразие романа (пластичность, психологизм, точность и емкость детали, манера повествования). И.А. Гончаров - редактор газеты "Северная почта" (1962 - 1863 гг.), член совета по печати. 70-е годы. И.А. Гончаров - критик (статьи "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского"). Гончаров и русский реалистический роман. Значение творчества И.А. Гончарова в контексте русской литературы 50-70х гг. XIX века. Преодоление романтизма в «Обыкновенной истории». Проблематика романа. Своеобразие конфликта. (6 час)
Тема 5. А.Н. Островский (1823 -1886).Литературная и театральная деятельность. «Гроза» - вершина творчества. Публикация ее в "Современнике" (1860). Проблема семьи в комедии "Гроза" (1859). Проблема русского характера в "Грозе" (Катерина). Жанровая природа "Грозы" (Что это - социально - бытовая драма или трагедия?) Проблема положительного героя в современном мире. Проблематика. Характер конфликта (столкновение двух исторических эпох). Особенности экспозиции в "Грозе". Особенности жанра. Калиновский мир в "Грозе". Кабаниха и Катерина. Черты сходства и различия. Образ Катерины. Катерина Кабанова — «луч света» или «жертва» «темного царства». Отношение к нравственным нормам "темного царства" Кулигина, Бориса, Варвары и Кудряша. Принципиальное отличие их протеста от протеста Катерины. Характер финала (гибель Катерины и крушение Кабанихи). Художественное своеобразие драмы. Лиризм. Особенность речевых характеристик. Оценка драмы Н.А. Добролюбовым, И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым. Дальнейшая драматургическая деятельность А.Н. Островского. Углубление психологизма, развитие мастерства драматурга. Значение творчества А.Н. Островского. Пьесы Островского на современной сцене. Их актуальность.Место Островского в истории русского театра. Создание реалистической драматургии. Проблема эволюции драматургии. Становление реализма в драме. Островский — создатель самобытной национальной драмы; драматургические принципы Островского. Язык его произведений.(6 час)
Тема 6. Творчество А.А.Фета.Мир личных переживаний, любви, природы, искусства. Эволюция Фета. Философская лирика. Философские взгляды. Эстетика. Фет – теоретик и практик «чистого искусства». Поэтика. Импрессионистические элементы. Ритмика и мелодика фетовского стиха.(2 час)
Тема 7. Творчество Ф. Тютчева.Особенности развития и становления поэзии Тютчева. Романтический историзм. Тютчев и символизм. Место Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Тютчева, мотивы одиночества («Silentium», «Фонтан», «Душа моя — элизиум теней»). Пантеизм Тютчева («Видение», «Сумерки»). Космос — природа — человек («Сон на море», «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Славянофильские мотивы у Тютчева. Своеобразие пейзажной лирики поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вес», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер»). Своеобразие поэтики.(2 час)
Тема 8. Н.А. Некрасов (1821 -1877 (1778).Личность. Детство. Роль матери в становлении личности поэта. Образование (Ярославская гимназия, Петербургский университет (вольнослушатель). Эволюция лирики Некрасова. От сб. «Мечты и звуки» к сб. «Стихотворения 1856 г.».Первые поэтические опыты. Сборник "Мечты и звуки" (1840). Литературная деятельность в "Отечественных записках" и "Литературной газете" (1841 - 1846). Демократический характер произведений поэта в 40-е годы. Городские мотивы. Некрасов и «натуральная школа». Некрасов в 50-60-е годы. («Размышления у парадного подъезда, «Песня Еремушки»). Лирика Н. Некрасова: основные проблемы, принципы изображения действительности; форма выражения авторского сознания; композиционные и стилистические средства выражения авторского сознания. Автор, лирический герой, повествовательный элемент в поэзии. Лирическая система Некрасова (лирика Н. как система). Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Основные мотивы. Развитие и своеобразие реализма в лирической поэзии. Проблема реализма в лирике Н. Некрасова (реалистический метод в лирике). Своеобразие лирического героя ("Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом"), идея гражданственности в лирике Некрасова и тема жертвенности. Нравственный идеал поэта (образ "народного заступника"). Крестьянская тема в лирике поэта. Народность поэзии Некрасова. Художественное своеобразие крестьянской лирики. Интимная лирика Некрасова и ее своеобразие. Ф. М. Достоевский о поэзии Н.А. Некрасова. Место Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Общественно-литературная деятельность поэта. Некрасов — редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок». (2 час)
Тема 9. М.Е. Салтыков - Щедрин (1826 -1889).Характеристика личности и творчества. М.Е. Салтыков - Щедрин как сатирик. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации.Образы "литературных негодяев" в произведениях писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека. "История одного города". Своеобразие художественной формы. Особенности фантастики. Характер психологизма. Обобщающее значение образов.Сказки. Природа фантастики в сказках. Отличие от народных сказок. Иносказание, гротеск, аллегория, символика, "опрокинутый" мир сказок. Социально- политическая и нравственная проблематика. Художественное мастерство. Язык. Проблема народа в творчестве Салтыкова - Щедрина. Актуальность произведений Салтыкова - Щедрина.(2 час)
Тема 10. Н.С. Лесков (1831 - 1895).Русская действительность в художественном мире Н.С.Лескова. Художественное своеобразие произведений писателя. Жанр новеллы в творчестве Лескова. Особенности повествования, сказовая манера, ориентация на устную форму народной речи. Н.С. Лесков в развитии русской прозы XIX века.(2 час)
II. содержание практической части курса
(Практические занятия 17 часов)
Занятие 1. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма (1 час)
1. «Натуральная школа» – своеобразный этап становления русского реализма, его развития.
2. «Натуральная школа» как историко-литературное понятие и ее роль в становлении русского реализма.
3. Философские и эстетические основы «натуральной школы».
4. Проблемы теории реализма В.Г.Белинского и «натуральная школа»: Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847г.; Вступление // Физиология Петербурга.
5. Споры вокруг «натуральной школы».
Литература:
1. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997. – 240 с.
2. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. Изд. 2-е. – М., 1982. (первое изд. кн. вышло в 1965 г.).
3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
4. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа // Развитие реализма в русской литературе: В 3т. – М., 1972. Т. 1.
5. Манн Ю.В. Натуральная школа. Белинский и развитие литературной теории // История всемирной литературы. В 9-ти тт. Т. 6. – М., 1989. – С. 384-403.
6. Недзвецкий В.А. Манифест социальной беллетристики // Физиология Петербурга. – М., 1984. – С. 5-28.
7. Русская повесть XIX века. – Л., 1973.
8. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма // Виноградов В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976.
9. Мельник В.И. Натуральная школа как историко-литературное понятие (к проблеме единства натуральной школы) // Рус. литература. 1978. № 1. С.54-57.
10. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). – М., 1965.
11. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. – Л., 1982.
12. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность Белинского. – М., 1982.
Тексты:
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу1847г. (конспектировать) // Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти тт. Т.8. – М., 1982. – С. 337-411.
2. Белинский В.Г. Вступление // Физиология Петербурга. – М., 1991. - С. 6-13 (конспектировать).
Занятие 2. Западники и славянофилы (1 час)
1. Историософские взгляды П.Я.Чаадаева: «Философические письма» (1-ое –конспектировать); «Апология сумасшедшего» (конспектировать).
2. Исторические судьбы России в философском наследии П.Я.Чаадаева.
3. Духовное наследие П.Я.Чаадаева и русская культура.
4. Историософские взгляды славянофилов: Хомяков А.С. «О старом и новом»; Киреевский И.В. «В ответ А.С.Хомякову» (конспектировать).
5. Славянофилы и русская литература.
Литература:
1. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989.
2. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избран. письма. В 2-х тт. Т. 1. – М., 1991.
3. Чаадаев П.Я. Статьи и письма (Философические письма. Апология сумасшедшего). – М.: Современник, 1987. (Вступит. статья и комментарий Б.Н.Тарасова).
4. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. – М., 1994. – С. 456-470.
5. Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступит. ст. и коммент. В.Котельникова. – М.: Современник, 1984. – 383с.
6. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. – М.: Современник, 1988. Под общей редакцией Г.М.Фридлендера.
7. Н.О.Лосский. История русской философии. – М.: Сов. писатель, 1991.
8. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. – М., 1976; Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830-1850гг.). – М., 1978.
9. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850гг.). – Л., 1984.
10. Цимбаев А.И. Славянофильство. – М., 1986.
11. Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Проблема «Запад – Россия – Восток» в духовном наследии П.Я.Чаадаева // Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. Вып.3. – М., 1988. – С. 110-142.
12. Черепанов И.В. Исторические судьбы России в «Философских письмах» П.Я.Чаадаева // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.4. –М., 1993. – С. 47-59.
Дополнительная литература:
1. Мережковский Д.С. Чаадаев // Мережковский Д.С. Акрополь: избранные лит.- критич. статьи. – М., 1991. – С. 294-303.
2. Мандельштам О.Э. Петр Чаадаев // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2-х тт. Т.2. – М., 1990. – С. 151-159.
Занятие 3. Роман А.И.Герцена «Кто виноват?» и традиции натуральной школы (2 часа)
1. История создания романа. Оценка романа А.И.Герцена «Кто виноват?» в русской критике: В.Г.Белинский.
2. Традиции «натуральной школы» в романе «Кто виноват?» и новаторство.
3. Литературные традиции в романе А.И.Герцена (Пушкин и Лермонтов: «история души человеческой»).
4. «Диалогический конфликт» и его развитие в герценовском романе: Владимир Бельтов и Дмитрий Круциферский.
5. Система образов в романе «Кто виноват?».