Занятие 18. Повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и «Остров Борнгольм»: черты сентиментализма и предромантизма. Лирика русского сентиментализма

Занятие 17. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: традиции, жанровый синтез

Занятие 16. Русский роман второй половины XVIII века: традиции, жанровые разновидности

Тексты

Ф.А. Эмин. Письма Эрнеста и Доравры (фрагменты) http://az.lib.ru/e/emin_f_a/text_0020.shtml

М.Д. Чулков. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины http://az.lib.ru/c/chulkow_m_d/text_1770_progozhaya_povariha.shtml М.М. Херасков. Кадм и Гармония (фрагменты)

Вопросы

1. Каковы предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе второй половины XVIII века?

2. Каковы основные источники и жанровые доминанты первых русских романов?

3. Какими художественными средствами Ф.А. Эмину удается создать яркую картину развития любовных переживаний героев в «Письмах Эрнеста и Доравры»?

4. Как авантюрное начало трансформируется в романе М.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины»? Как строится и углубляется образ главной героини?

5. Какими художественными приемами пользуется М.М. Херасков для переосмысления античного мифа в романе «Кадм и Гармония»? Какие черты культурного стиля эпохи проявились в этом произведении?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 119-120.

2. В.П. Степанов. Ф.А. Эмин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.

3. В.П. Степанов. М.Д. Чулков // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.

4. М. Феррацци. «Письма Эрнеста и Доравры» Ф. Эмина и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо: подражание или самостоятельное произведение // XVIII век. Сб. 21, СПб., 1999. С. 162–172.http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7619.

5. М.Г. Фраанье. Об одном французском источнике романа Ф.А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» // XVIII век. Сб. 21, СПб., 1999. С. 173–176 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7620

Тексты

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml

Вопросы

1. Каковы обстоятельства создания и публикации радищевского «Путешествия…»? Как оно отразилось на судьбе его автора?

2. Какова роль художественного вымысла в «Путешествии…» Радищева? Как писателем изображается документальное начало?

3. Какие художественные традиции (фольклорные, древнерусские, отечественные литературные XVIII века, западноевропейские) трансформируются в радищевском «Путешествии…» и с какими целями?

4. Проанализируйте наиболее характерные части «Путешествия…»: «Любани», «Пешки», «Спасская Полесть» и др. Какой круг проблем ставит в своем произведении Радищев и с опорой на какие художественные приемы эту проблематику воплощает?

5. Сравните оду «Вольность» А.Н. Радищева и А.С. Пушкина. В чем общность и различие в художественном решении поставленных проблем, в чертах поэтического слога?

6. Каковы основные идеи «Слова о Ломоносове» А.Н. Радищева? Почему это произведение в произведении завершает «Путешествие…»?

7. Какое влияние «Путешествие из Петербурга в Москву» оказало на русскую литературу XIX века?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 127-134.

2. Н.Д. Кочеткова, А.Г. Татаринцев. А.Н. Радищев // // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.

3. Г.П. Макогоненко. О композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // XVIII век. Вып. 2. М.;Л., 1940. С. 25–53. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6082

4. С.Ф. Елеонский. Из наблюдений над языком и стилем «Путешествия из Петербурга в Москву». К изучению художественного своеобразия книги А.Н. Радищева // XVIII век. Вып. 3. М.;Л., 1958. С. 326–342 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6161.

5. М.Г. Альтшуллер. Поэтическая традиция Радищева в литературной жизни начала ХIХ века // // XVIII век. Сб. 12. Л., 1977. С. 113–136 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7166.

Тексты

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза http://lib.ru/LITRA/KARAMZIN/liza.txt

Остров Борнгольм http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0100.shtml

Меланхолия http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/1bp/01text/01text/141.htm

Что нужно автору? http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0550.shtml

Дмитриев И.И. «Стонет сизый голубочек…» http://www.rvb.ru/18vek/dmitriev/01text/04songs/023.htm

Вопросы

1. Каковы черты сентиментализма как литературного направления и художественного стиля? Какие идеи сентиментализма отразились в статье Н.М. Карамзина «Что нужно автору?»?

2. В чем состоят особенности прозы Н.М. Карамзина (жанры и жанровые разновидности – для повестей, конфликт и проблематика, тип героя, художественная речь)?

3. Каковы авторские способы решения сентименталистских художественных задач в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (заглавие, пейзаж, портрет, речь героя, образ повествователя и читателя и др.)?

4. Как сентиментализм и авторский литературный стиль отразились в стихотворении Н.М. Карамзина «Меланхолия», в частности в его заглавии, эмоциональной доминанте, образном строе?

5. Каковы авторские стилевые приемы в стихотворении И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек…» (функции повторов, черты музыкальности, особенности тропов и др.)? Как автором переосмысляется народная песня?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 202-223.

2. Т.А. Алпатова. М.Н. Карамзин // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 70-82.

3. П.Е. Бухаркин. О «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина (Эраст и проблема типологии литературного героя) // XVIII век. Сб. 21, СПб., 1999. С. 318–326 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7661.

4. Н.Д. Кочеткова. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // XVIII век. Сб. 16. Л., 1989. С. 32–43 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7272.

5. Н.Д. Кочеткова. Герой русского сентиментализма. 2. Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма. // XVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 70–96 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7245.

6. В.Э. Вацуро. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб. 8. Л., 1969. С. 190–209.http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6916.