Занятие 6. Духовные оды М.В. Ломоносова. Три оды парафрастические: творческое соревнование трех крупнейших русских поэтов-современников
Тексты
М.В. Ломоносов. Ода, выбранная из Иова http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/02ody_d/029.htm
«Вечернее…» http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/02ody_d/031.htm
«Утреннее размышление о Божием величестве» http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/02ody_d/030.htm
Три оды парафрастические – переложения 143-го псалма В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым, А.П. Сумароковым
http://www.allpoetry.ru/?s=35108
Церковнославянская Псалтырь, псалом 143, и его русский перевод
http://wiki.orthodic.org/%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC_143
Вопросы
1. Какое место в поэзии М.В. Ломоносова занимают библейские переложения? Как они формируют его индивидуальный стиль?
2. Какими поэтическими приемами пользуется М.В. Ломоносов для «портретирования» библейского стиля в «Оде, выбранной из Иова»? В каких еще случаях активно проявляется его авторская индивидуальность в данном переложении?
3. Как в духовных одах М.В. Ломоносова сопрягаются естественнонаучная и религиозная проблематика? Какие художественно-речевые приемы при ее воплощении наиболее значимы? Какова роль анафор, антитез, амплификации?
4. Сравните церковнославянский источник – 143-й псалом и его трансформацию в трех одах парафрастических В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.
5. Какие приемы авторского слога трех писателей оказываются наиболее значимыми в каждом конкретном случае? Где происходит относительно точное следование оригиналу, а где наблюдается «сжатие» или «расширение» исходного образа?
6. Как в данных переложениях проявились недавние открытия в области теории и практики отечественного стихосложения?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 56-62; 75-78.
2. С.А. Джанумов. М.В. Ломоносов // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 116-122.
3. Н.Ю. Алексеева. М.В. Ломоносов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.
Занятие 7. Поэзия А.П. Сумарокова: жанры, авторский стиль, поэтический слог. Две эпистолы
Тексты
А.П. Сумароков. Эпистола о русском языке http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/041.htm
Эпистола о стихотворстве http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/042.htm
О благородстве http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/16satyres/081.htm
Жуки и пчелы http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/17parables/087.htm
Ворона и Лиса http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/17parables/134.htm
Оды вздорные http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/23parodies/229.htm
Эпиграммы http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/19epigrams/177.htm
http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/19epigrams/162.htm
Любовные песни http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/21songs/201.htm
Вопросы
1. В чем состоят характерные черты классицизма как литературного направления и художественного стиля (обратите внимание на концепцию Ю.И. Минералова)?
2. Какова роль «вычищения языка» в литературной теории А.П. Сумарокова (две эпистолы)? Какие еще элементы классицизма необходимо выделить в его воззрениях?
3. В чем состоит злободневность и новаторство Сумарокова в жанре сатиры («О благородстве»)?
4. Каковы черты мастерства Сумарокова-писателя в жанре притчи – басни («Жуки и пчелы»)? Как он по-своему переосмысляет уже известные в литературе сюжеты («Ворона и Лиса»)?
5. Выявите конкретные приемы пародирования слога М.В. Ломоносова в «Одах вздорных» А.П. Сумарокова. Проведите текстуальные параллели.
6. Какие черты лирического стиля А.П. Сумарокова проявились в его любовных песнях и эпиграммах?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 45-47; 74-75, 78-103.
2. Й. Клейн. Русский Буало (Эпистола Сумарокова «О стихотворстве» в восприятии современников). Пер. Н.Ю. Алексеевой // XVIII век. Сб. 18. СПб., 1993. С. 40–58 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7519.
3. В.П. Степанов. А.П. Сумароков // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.
Занятие 8. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как классицистическая комедия
Тексты
А.П. Сумароков. Димитрий Самозванец http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm
Вопросы
1. В чем состоят особенности трагедии «Димитрий Самозванец» как классицистической пьесы?
2. Каковы художественные приемы воплощения центрального действующего лица – Димитрия?
3. Как любовный конфликт переплетается с политическим и нравственным?
4. Какими художественными средствами передается психология действующих лиц?
5. Проанализируйте особенности художественной речи А.П. Сумарокова в данной пьесе. Приведите конкретные примеры слога автора – «очистителя языка».
6. Сопоставьте трактовку темы Смутного времени в трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» и А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 79-89.
2. Ю.В. Стенник. О художественной структуре трагедий А.П. Сумарокова // XVIII век. Сб. 5. М.; Л., 1962. С. 273–294 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6344.
Занятие 9. Литературное творчество М.М. Хераскова: классицизм и его трансформация
Тексты
М.М. Херасков. Богатство http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/01text/01versus/03ody_nr/15.htm
Чесменский бой http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/01text/02poems/60.htm
Россияда (фрагменты) http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/01text/02poems/61.htm
Венецианская монахиня http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/01text/03tragedies/63.htm
Вопросы
1. В каких литературных жанрах – в поэзии, в драматургии и в прозе – работал М.М. Херасков? Каковы основные этапы его творческой эволюции?
2. Каковы жанровые разновидности (анакреонтические и нравоучительные) од Хераскова? В чем состоят их проблематика, стилевые особенности в целом (на примере оды «Время»)?
3. Каково место М.М. Хераскова – автора эпических поэм в истории русской литературы? Как конкретно традиции поэтического эпоса продолжаются и обогащаются писателем?
4. В чем состоят особенности конфликта и его разрешения, приемы изображения психологии действующих лиц, характер катарсиса в трагедии М.М. Хераскова «Венецианская монахиня»?
5. В каких произведениях Хераскова проявились черты сентиментализма и предромантизма?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 103-107; 123-124.
2. С.А. Джанумов. М.М. Херасков // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 208-212.
3. А.В. Западов. Творчество М.М. Хераскова http://www.rvb.ru/18vek/heraskov/03article/article.htm
4. Е.Д. Кукушкина. Поэзия М.М. Хераскова. Поиски смысла жизни // XVIII век. Сб. 22. СПб., 2002. С. 96–110 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7691.