Официальных названия.

Петербургский текст русской литературы

Это тема, исходящая из семиотики городского пространства – изучение города как локуса, знакового понятия.

В.Н. Топоров «Петербургский текст русской литературы» - можно почитать для расширения познаний.

Наум Синдаловский – современный фольклорист, собирающий мифы о Петербурге. «Легенды и мифы о Петербурге».

ПТ – это корпус текстов русской литературы, в которых город является литературным героем. Это не «пункт А» или «пункт Б» и не фон.

Теория возникла в семидесятые годы 20 века.

Николай АнцИферов, историк города, историк культуры. Первым разрабатывал литературные экскурсии по Петербургу в серебряном веке. Книги «Душа Петербурга», «Непостижимый город». «Не стоит сводить город к музею достопримечательностей. Нужно научиться понимать язык города и вступать с ним в беседу» - эта мысль была отправной точкой для Топорова.

 

Словарик петербургского текста

· Легенды и мифы о Петербурге. Легенды об основателе города.

Дьявол, сатана. Любимое время суток – ночь. Тайна. Мистика. «Петербург – самый умышленный город на свете», сказал Достоевский. Сон.

Рим создан человеческой рукой,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил сатана.

(Адам Мицкевич)

Первый текст русской литературы, где Петербург показан как литературный герой – это «Медный всадник» Пушкина. Впервые город показан с двух сторон.

· Легенды о месте основания.

Болото. Топь, зыбкость, неустойчивость пространства. Петербургская Атлантида (город был построен неожиданно быстро). Туман. Сырость. Город-декорация (слишком прекрасный, чтобы быть правдой). *Михаил Кураев «Питерская Атлантида». Бездна (неизвестно, что впереди). «О, город мой непостижимый, зачем над бездной ты возник?» (А. Блок). Безвоздушное пространство.

Диалог «Москва-Петербург»:

«Москва-Петербург. Pro & Contra» - статьи культурологов, архитекторов, сравнивающих эти два пространства. Москва – «большая деревня».

Петербург – город, причем, город изначально, причем, город из камня, причем, европейский город. Чуждый, не похожий на города России. Ни Псков тебе, ни Суздаль. И даже ни Новгород.

Москва всегда матушка, женский род, все гендерные стереотипы. А Петербург со всеми гендерными стереотипами – батюшка.

Москва и СПб различаются геометрически. Москва круглая.

Эклектика. Смешения стилей для Москвы – это суть. Петербург – архитектурная завершенность.

Москва – сердце, Петербург – глаз.

Москва – девичья комната в деревенском доме (почти потайная), Петербург – прихожая, гостиная.

· Цвет.

Серый. У Петербурга две стихии – вода и камень. На втором месте по частотности – желтый [болезненный цвет сумасшедшего дома]. (Достоевский, Мандельштам.) Беловатый, зеленоватый, голубоватый – всегда размытый. У Ахматовой Петербург перламутрового цвета.

· Климатические и географические особенности Петербурга.

Белые ночи. Наводнения. Дождь, ветер, сырость.

· Ономастика, имя города.

1703 – Санкт-Петербург.

1914 – Петроград. Зинаида Гиппиус «Петроград» («Кто покусился на детище петрово, кто посмел хотя бы букву отнять?»). Переименование воспринято в штыки.

1924 – Ленинград. Увековечивают память умершего Ленина. Хотя Ленин тут и не жил никогда. Блокадная лирика – Ленинград. Довлатов, Шефнер – о Ленинграде. Мандельштам («Петербург, я еще не хочу умирать, Петербург, у меня еще есть адреса…»). – отрицательная коннотация, рыбий жир ленинградской ночи. И многие другие. Очень интересный образ у Бродского, например, «Остановка в пустыне». («Сейчас так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь…»)

1991 – Санкт-Петербург. Собчак проводит референдум: да или нет? Большинство – за, но совсем не подавляющее.

Несколько неофициальных названий: Северная Венеция, Северная Пальмира, Окно в Европу, Культурная столица, Город трех революций, Северная столица, Бандитский Петербург, Питер (несовременное слово).

· Материально-духовная сфера города.

Дома, улицы, парки, сады, мосты, фонтаны

· Духовно-культурная сфера города.

Музеи, достопримечательности, памятники, театры… Сам петербургский текст тоже сюда входит. Петербург – не только декорация, это книга. (Чуковский: «Петербург – самый лирический город в России. В нем каждый закоулок – цитата из Пушкина, Достоевского, Александра Блока».)

 

Примеры петербургского текста

Достоевский, Гоголь, Некрасов, Гончаров и многие другие…

Очень интересен петербургский текст серебряного века. Ахматова, Мандельштам, Белый (роман «Петербург»: город-книга, город-цитата), Блок… *«Петербург в поэзии начала 20 века» - сборник.

20-е годы, тексты Е. Замятина («Наводнение», «Мамай», «Пещера»), Г. Иванов («Петербургские ночи» - сборник эссе, мемуаров), И. Одоевцева («На берегах Невы» - мемуарный роман-эссе).

А. Кушнер, В. Шефнер («ленинградская» проза, много разных произведений), О. Стрижак (роман «Мальчик»), В. Курицын (псевдоним – Андрей Тургенев, роман «Спать и верить»), Е. Чижова («Терракотовая старуха», «Время женщин»), В. Пелевин, Т. Толстая.

Виктор Пелевин «Хрустальный мир». Для постмодернизма очень важен диалог с читателем. 1917 год – ночь (отсылка на революцию, но только упоминание о революции – «какие-то беспорядки». Смольный не символ прекрасного памятника, а власти. Момент игры с читателем, который не проговаривается в тексте. За одну ночь мир перестраивается.

Два Юнкера Николай и Юрий. Не знаем о них ничего. Никаких характеристик, цвета волос и т.д. Юнкера были, как правило, представители дворянских семей. Им отдан приказ всю ночь дежурить на улице Шпалерной и никого не пропускать без пропуска к Смольному. Они ничего не хотят знать о творящемся безобразии. Но приказ дан. И они его выполняют. А на самом деле они беседуют. Цитируют Блока, который для них современник. Спорят о резонансной статье Мандельштама «Хам», цитируют Ницше. Вмешиваются разные герои.

Татьяна Толстая «Река Оккервиль».

 

 

4 sep'12