Биография

Мемуарно-биографическая проза А. Герцена («Былое и думы»).

Былое и думы по жанру – синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850–1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.

Вначале Герцен собирался написать о трагических событиях своей личной жизни. Но «все старое, полузабытое, воскресало», и архитектура замысла постепенно расширялась. В целом работа над книгой длилась около пятнадцати лет, и хронология повествования не всегда совпадала с хронологией написания.Мемуарно-биографическая проза А. Герцена («Былое и думы»).Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы А.И.Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литератрное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

 

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии.

Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.

Мать: Александра Алексеевна.

Сестры: Люда и Оля.

У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский вспоминает: " Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи “.

Семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там он больше узнаёт о природе, её повадках.

Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис.

Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у моло­дого Маяковского - что такое "око”. Он ответил: "Три фунта" (на грузинском). Ему объяснили, что “око” - это “глаз”, - по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу - все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.

Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на “пятерки”. В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.

Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала ему длинную бумажку, в которой было написано:

Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,

скорей брать винтовку на землю

...а не то путь иной -

к немцам с сыном, с женой и с мамашей...

(о царе)

 

Воспоминание Маяковского: “Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как - то объединились в голове”.

1905 год.

В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: “В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты”. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

1906 год.

У Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги, заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок.

После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане).

В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжигаем и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца, после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.

Переведен в четвертый класс Пятой гимназии. Учится очень плохо, но любовь к чтению не уменьшается. Увлекался философией марксизма.

Первое полу стихотворение Маяковский напечатал в нелегальном журнальчике “Порыв”, издаваемого. Третьей гимназией. Получилось невероятно революционное и в такой же степени безобразное произведение.

В 1908 году вступает в партию РСДРП (большевиков). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции выбрали в Местный Комитет. Псевдоним - “товарищ Константин” . 29 марта 1908 года нарвался на засаду - арест. Просидел не долго - выпустили на поруки.

Через год снова арест. И опять кратковременная сидка - взяли с револьвером. Его спас друг отца Махмудбеков.

Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Сидеть в тюрьме ему не нравилось, он скандалил, и поэтому часто переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. - и, наконец - Бутырки. Здесь он провел 11 месяцев в одиночке №103.

В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: "Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б еще напечатал! ”

Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. И он решает покинуть ряды партии, чтобы находится на легальном положении.

Первым делом берется за живопись, учится у Жуковского. Через год начинает учиться рукоделию у Келина. Затем поступает в училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо. В училище у него появился друг - Давид Бурлюк. Появился российский футуризм.

Вскоре Маяковский читает свой стих Бурлюку, прибавляя: "это один мой знакомый”. Бурлюку понравился этот стих, и он сказал: “ Да это вы же ж сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!” После этого Маяковский ушел весь в стихи.

Выходит первое профессиональное стихотворение “Багровый и белый”, а за ним и другие.

Бурлюк стал лучшим другом Маяковскому. Он пробудил в нем поэта. Доставал для него книги. Не отпускал ни на шаг. И выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писать не голодая.

Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъярённым речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый.

Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский и Бурлюк отказались. После чего совет “художников” изгнал их из училища. У Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.

1914 год. Маяковский думает над “Облаком в штанах”.

Война. Выходит стих “Война объявлена”. В августе Маяковский идет записываться в добровольцем. Но ему не позволили - политически не благонадежен.

Зима. Интерес к искусству пропал.

Май. Выигрывает 65 рублей и уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет “Облако”. В Финляндии он едет к М. Горькому в город Мустамяки. И читает части из “Облака”. Горький хвалит его.

Те 65 рублей “прошли” у него легко и без боли. И он начинает писать в юмористическом журнале “Новый сатирикон”.

Июль 1915 года. Знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками.

Маяковского призывают на фронт. На фронт идти теперь не хочет. Притворился чертёжником. Солдатам не разрешают печататься. Его спасает Брик, покупает все его стихи по 50 копеек и печатает. Напечатал “Флейту позвоночника” и “Облако”.

В январе 1917 года переезжает в Петербург.

26 февраля 1917 года Маяковский пишет Поэтохронику “Революции”.

В августе 1917 года задумывает написать “Мистерию Буфф”, а 25 октября 1918 года заканчивает ее.

С 1919 года он работает в РОСТА(Российское телеграфное агентство).

В 1920 году закончил писать “150 миллионов”.

С 1921 года печатается в “Известии”.

1922 год - Маяковский организует издательство МАФ(Московская ассоциация футуристов ) , в котором вышло несколько его книг.

1923 год - журнал “ЛЕФ”(“Левый фронт искусств”) выходил в свет под редакцией Маяковского (1923 по 1925 ). Написал “Про это” и начинает обдумывать написание поэмы “Ленин”.

1924 год - закончил поэму “Ленин”.

1925 год - написал агитпоэму “Летающий пролетарий” и сборник стихов “Сам пройдись по небесам”.

Отправляется в путешествие вокруг земли. Результатом поездки стали произведения написанные в прозе , публицистика и поэзия. Были написаны : “Мое открытие Америки” и стихи - “Испания”, “Атлантический океан”, “Гавана”, “Мексика” и “Америка”.

1926 год - усердно работает - разъезжает по городам, читает стихи, пишет в газеты “Известия”, “Труд”, “Рабочая Москва”, “Заря Востока”, “Бакинский рабочий” и др.

1927 год - восстанавливает журнал ЛЕФ. Но основная работа у него в газете “Комсомольская правда”.

В это время пишет сценарий детской книги. Думает о книге “Универсальный ответ» (но она так и не была написана).

1928 год - пишет поэму “Плохо”(но она также не была написана). Начинает писать свою личную биографию “Я сам”. И ещё в течение года были написаны стихотворения “Служанка”, “Сплетник”, “Подлиза”, “Помпадур”, “Столп”, “Писатели мы” и другие. С 8 октября по 8 декабря - поездка за границу, по маршруту Берлин - Париж. В ноябре выходит в свет І и ІІ том собрания сочинений. 30 декабря чтение пьесы “Клоп”.

1929 год. В январе опубликовано стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и написано “Письмо Татьяне Яковлевой”. 13 февраля состоялась премьера пьесы “Клоп”. С 14 февраля по 12 мая - поездка за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло). В середине сентября закончена “Баня” - “драма в шести действиях с цирком и фейерверком”. В течение всего этого года были написаны стихи: “Парижанка”, “Монте-Карло”, “Красавицы”, “Американцы удивляются”, “Стихи о советском паспорте”.

1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую напечатал отдельно под названием “Во весь голос”. 1 февраля в Клубе писателей открылась выставка “20 лет работы”, посвященная юбилею его творческой голос”. 6 февраля - выступление на конференции Московского отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию, прочел “Во весь деятельности. Там он читает “Во весь голос”. 16 марта - премьера “Бани” в театре Мейерхольда.

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”:

15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.

17 апреля - траурный митинг и похороны.