Мое любимое стихотворение А. Пушкина.

Вечные» вопросы

Билет 13

1.«Горе от ума»: конфликты эпохи (консерватизм и либеральные идеи, разум и чувства), образная система, смысл названия.

Замысел «Горя от ума» возникает у Грибоедова в 1816 году. Реакционный лагерь принял «Горе от ума» враждебно. В статьях Дмитриева и Писарева утверждалось, что содержание комедии не соответствует русской жизни. Комедия была объявлена простым подражанием иностранным пьесам. Язык комедии был назван жестоким, неровным и неправильным – лезгинским.

Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

(1) Противоречие нового и старого в обществе

(2) Отношения отцов и детей (Фамусов и Софья)

(3) Отношение к службе (Чацкий, Молчалин)

(4) Отношение слуг и господ

(5) Отношение к ученью (Чацкий, Фамусов, Софья)

Комедия Грибоедова отразила в своем основном сюжетном конфликте столкновение двух лагерей - небольшой группы передового дворянства с сословием крепостников.

комедия двух параллельных интриг, личной и социальной

Чацкий вопрошает, требует, злословит, возмущается, негодует: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» Он с сарказмом бросает фразу: «И вот общественное мненье!»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественное достоинство стихотворения. Главной темой стихотворения, на мой взгляд, является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он — голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое “Я”. Пушкин жил и творил в “жестокий век”. Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной. Александрийский столп — это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает “выше Александрийского столпа”? Это можно истолковать и как победу “таинственного певца” над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с “кумиром” своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного “кумира” силой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство. Каждое произведение поэта неповторимо, в каждом своя философия и красота. Поэзия Пушкина — это тропа к сердцу самого поэта. В поэзии он находит силы жизни, чтобы бороться с одиночеством, потому что общество его не понимает, не понимает его философские взгляды