Дополнительная

Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // Рус­ская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 146–175.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 165– 187.

Занятие 14. Анализ стихотворения И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек»

Вопросы для обсуждения:

1. Этико-философское звучание произведения. Отражение в тематике и проблематике стихотворения характерных особенностей русской сентиментальной и романтической поэзии. Двуплановость и аллегоричность произведения Дмитриева.

2. Жанровое своеобразие стихотворения. Причины появления
романсовых мотивов в лирике поэтов карамзинской школы. Идил­
лические, элегические, басенные и балладные мотивы в произве­
дении Дмитриева.

3. Композиция стихотворения. Связь кольцевой структуры произведения с его идейно-художественным содержанием. Чем можно объяснить наличие двух самостоятельных сюжетов в произ­ведении и какова связь между ними? Структура сюжета. Особен­ности художественного пространства и времени в стихотворении.

4. Фольклорное начало в произведении и разные уровни его проявления (содержательный, стилевой и др.). Мотивы народных песен в поэзии Дмитриева.

5. В чем видна ориентация автора на изящество стиля, на салонно-сентиментальные вкусы читателей конца XVIII в.?

6. Система тропов произведения. Чем Можно объяснить от­сутствие метафоры в произведении?

7. Особенности лексического строя стихотворения. Смысло­вая роль рефренов.

8. Ритмическая организация произведения. В чем истоки «му­зыкальности» стиля Дмитриева?

9. Проблема художественного метода произведения.

Задания для обсуждения:

1. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор и поэзия рус­ского сентиментализма». При доказательстве отдельных положе­ний выступления опирайтесь на анализ текста стихотворения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...», других лирических про­изведений Дмитриева и Карамзина.

2. Графически изобразите композицию стихотворения. Как осуществляется связь между отдельными частями целого?

3. Проведите сравнительно-типологический анализ стихотво­рения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...» и народной песни «Как на дубчике два голубчика...»:

 

Как на дубчике два голубчика

Целовалися, миловалися,

Сизыми крыльями обнималися.

Отколь не взялся млад ясен сокол,

Он ушиб, убил сизого голубя,

Сизого голубя мохноногого.

Он кровь пустил по сыру дубу,

Он кидал перья по чисту полю,

Он и пух пустил по поднебесью.

Как растужится, разворкуется

Сизая голубушка по голубе,

О голубчике мохноногеньком.

Как возговорит млад ясен сокол:

«Ты не плачь, не плачь, сиза голубушка,

Сиза голубушка по своем голубчике,

Полечу ли я на сине море,

Пригоню тебе голубей стадо:

Выбирай себе сизого голубя,

Сизого голубя, мохноногого».

Как возговорит сиза голубушка:

«Не лети, сокол, на сине море,

Не гони ко мне голубей стадо.

Ведь то мне будет уж другой венец,

Малым голубятушкам не родной отец».

(Русские народные песни /

Сост. AM. Новикова. М., 1958. С. 255—256).