Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Отрывок путешествия в*** И***Т***. Письма к Фалалею // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 273-276, 282-287.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (главы «Любани», «Едрово», «Пешки») — любое издание.

Макогоненко Г.Р. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 313— 328.

Татаржцев А.Г. Щейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Н.И. Новиков и общественно-ли­тературное движение его времени. XVIII век. Л., 1976. Сб.П. С. 87-103.

Лихоткин ГА. Об авторстве «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Русская литература. 1988. Щ 1. С. 150—161.

Глухов В.И. Н.И. Новиков как писатель-сатирик. Иваново, 1991.

Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.; Л., 1951. С. 227-255.

Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской про­зы XVIII века // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961. С. 92-96.

Елеонский С. Ф. Изучение творческой истории художествен­ных произведений. М., 1962. С. 3—93.

Бабкин Д.С. К раскрытию тайны «Живописца» // Русская ли­тература. 1977. № 1. С. 109—117.

Иванова Т.Е. Н.И. Новиков или Д.И. Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. Ис­тория. 1990. № 5. С. 27—39.

Занятие 8. «Легкая поэзия» в русской литературе 70-90-х годов XVIII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «легкая поэзия»? Условность термина, много­значность понятия.

2. Причины появления и развития «легкой поэзии» в русской литературе. Западное влияние и национальные истоки этого яв­ления. Роль львовско-державинского кружка и кружка М.М. Хе­раскова в становлении «легкой поэзии».

3. Тематика и проблематика, жанровое и стилевое разнообра­зие поэзии Муравьева, Львова и Богдановича. Разрушение поэ­тических канонов русского классицизма и сентиментализма.

4. «Пейзаж души» в лирике М.Н. Муравьева. Взаимосвязь мира природы и человеческих чувств. Философская и этико-эстетическая основа ночного пейзажа («Ночь», «Роща», «Богине Невы»). Мгновение и вечность в поэтической системе М.Н. Муравьева.

5. Художественные особенности произведений «легкой поэ­зии» (автобиографизм, психологизация повествования, субъекти­визм, внимание к быту, пластичность образов и др.).

6. Значение экспериментов представителей «легкой поэзии» в области ритмики, метрики, рифмы и строфики, интонационной выразительности, звукописи, изящности стиля для развития рус­ской лирики XIX в.

7. Элементы стиля рококо в творчестве русских поэтов пос­ледней четверти XVIII столетия.

Задания для обсуждения:

1. Определите, используя справочную и учебную литературу, основные признаки «легкой поэзии», стиля рококо.

2. Из стихотворений Муравьева, Львова, Богдановича выпи­шите примеры, позволяющие вам дать аргументированные отве­ты на вопросы практического занятия.

3. Выполните целостный анализ одного из произведений «легкой поэзии» XVIII в. Мотивируйте выбор произведения для анализа.

4. Определите стиль иллюстраций Ф.П. Толстого к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька». Как он соотносится со стилевы­ми исканиями русской «легкой поэзии», со стилем поэмы Богда­новича?