Дополнительная
Исследования
Текст
Литература
Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 57—67, 361—367 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатиры I, II и VII // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-82.
Серман КЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л.,
1973. С. 173-187.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 54—91.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96—112.
Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В Ют. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 191-208.
Прийма Ф.Я. А.Д.Кантемир // Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48.
Копаница Л.Н. Своеобразие конфликта в сатирических произведениях. Конфликт в сатирах Антиоха Кантемира // Вестник Киевского ун-та: Литература. Языкознание. Киев, 1987. Вып. 29. С. 35-42.
Занятия 4. Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.
Вопросы для обсуждения:
1. История создания и первой публикации оды.
2. Проблема историзма в русской литературе. Исторические события, положенные в основу оды 1739 года, и их поэтическое осмысление М.В. Ломоносовым.
3. Проблема типологии одического жанра. Особенности жанра и композиционного решения «Оды на взятие Хотина». Мотивируйте двучастность вступления к оде.
4. Сюжет произведения и принципы сюжетосложения.
5. Система образов «Оды». Антитеза как основа создания образной системы оды.
6. Художественное пространство и время в «Оде».
7. Роль символа в идейном замысле произведения «Оды на взятие Хотина».
8. Значение одического творчества Ломоносова в развитии русской поэзии.
Задания для обсуждения:
- Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «ода» и ее положение в системе жанров русского классицизма.
- Определите композицию «Оды на взятие Хотина», стихотворный размер и рифмовку произведения.
- Подберите материал из текста оды, помогающий ответить на 5-8 вопросы практического занятия.
Ломоносов М.В. Ода блаженный памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года // Ломоносов М.В. Избр. произведения / Подгот. текста и примеч. А.А. Морозова. М.; Л., 1965. С. 63–70 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Морозов А.А. Ломоносов и барокко // Русская литература. 1965. № 2. С. 70-96.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Литературные очерки. М., 1979. С. 15–24, 59–69 или: его же. Отец русской поэзии. М., 1961. С. 16–37, 59–64.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20–47.
Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.
Берков П.Н. Проблема исторического развития литератур. Л., 1981. С. 197–228.
Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст – 1982. М., 1983.
Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 155-174.
Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 5–31.