Дополнительная

Исследования

Текст

Литература

Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 57—67, 361—367 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатиры I, II и VII // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-82.

Серман КЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л.,

1973. С. 173-187.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 54—91.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96—112.

Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В Ют. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 191-208.

Прийма Ф.Я. А.Д.Кантемир // Кантемир Антиох. Собр. сти­хотв. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48.

Копаница Л.Н. Своеобразие конфликта в сатирических произ­ведениях. Конфликт в сатирах Антиоха Кантемира // Вестник Киевского ун-та: Литература. Языкознание. Киев, 1987. Вып. 29. С. 35-42.

 

Занятия 4. Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.

Вопросы для обсуждения:

1. История создания и первой публикации оды.

2. Проблема историзма в русской литературе. Истори­ческие события, положенные в основу оды 1739 года, и их поэтическое осмысление М.В. Ломоносовым.

3. Проблема типологии одического жанра. Особенности жанра и композиционного решения «Оды на взятие Хотина». Мотивируйте двучастность вступления к оде.

4. Сюжет произведения и принципы сюжетосложения.

5. Система образов «Оды». Антитеза как основа создания образной системы оды.

6. Художественное пространство и время в «Оде».

7. Роль символа в идейном замысле произве­дения «Оды на взятие Хотина».

8. Значение одического творчества Ломоносова в развитии русской поэзии.

Задания для обсуждения:

  1. Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «ода» и ее положение в системе жанров русского классицизма.
  2. Определите композицию «Оды на взятие Хотина», стихотворный размер и рифмовку произведения.
  3. Подберите материал из текста оды, помогающий ответить на 5-8 вопросы практического занятия.

Ломоносов М.В. Ода блаженный памяти государыне императ­рице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года // Ломоносов М.В. Избр. произведения / Подгот. текста и примеч. А.А. Морозова. М.; Л., 1965. С. 63–70 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Морозов А.А. Ломоносов и барокко // Русская литература. 1965. № 2. С. 70-96.

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Держа­вин. Литературные очерки. М., 1979. С. 15–24, 59–69 или: его же. Отец русской поэзии. М., 1961. С. 16–37, 59–64.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 20–47.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

Берков П.Н. Проблема исторического развития литератур. Л., 1981. С. 197–228.

Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст – 1982. М., 1983.

Былинин В.К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древ­нерусской поэзии // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 155-174.

Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 5–31.