Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Дополнительная

Кузьмина В.Д. Повести петровского времени // История рус­ской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 177—136.

Апсит Т.Н. Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.).// Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новоси­бирск, 1985. С. 114-122.

Сабитова И.В. Особенности перехода книжного сюжета в ус­тную традицию // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988. Вып. 15. С. 101-108.

Занятие 2. Классицизм как направление и художественный метод.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-политическая, философская, этико-эстетическая, историко-литературная основы русского классицизма.

2. Национальное своеобразие русского классицизма.

3. Основные принципы изображения человека и мира в про­изведениях русских классицистов.

4. Система жанров и стилей. Нормативность поэтики класси­цизма.

5. Теория и практика русского классицизма. Проблема типо­логии и эволюции русского классицизма в современном литера­туроведении.

6. Классицизм в системе других литературных направлений XVIII в. Значение классицизма в истории русской литературы.

Задания для обсуждения:

  1. Отработайте необходимые для занятия теоретические по­нятия: «художественный метод», «литературное направление», «стиль», «система жанров».
  2. Определите, используя учебную и научно-исследовательс­кую литературу по теме, хронологические рамки, основные эта­пы развития, писательский состав, национальные особенности русского классицизма. Сделайте соответствующие записи в тет­ради.
  3. Дайте сравнительную характеристику «высоким» и «низким» жанрам классицизма, подобрав примеры из произведений В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

Ломоносов М.В. Предис­ловие о пользе книг церковных в российском языке. Краткое ру­ководство к красноречию. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Сумароков А.П. Эпистола о сти­хотворстве. О благородстве // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979- С. 88, 97–104, 120-126, 141-150, 224-226.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 5-25.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 21-56.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981. С. 10-24, 72-99.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М, 1986. С. 5–19.

Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма // Рус­ская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 5-29.

Пигарев К.В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 100—112.

Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном про­цессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.

Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литера­тура. 1974. № 1. С. 3-27.

Песков A.M. Сумароков и Буало (Сопоставительный анализ поэтического творчества) // Филологические науки. 1982. № 2. С. 73-77.

 

Занятие 3.А.Д. Кантемир – сатирик.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины обращения Кантемира к жанру «сатиры». Крити­ка общественных пороков и пропаганда петровских преобразова­ний. Принципы типизации.

2. Проблема типологии сатир А.Д. Кантемира. Место и значе­ние «Сатиры I» в творческом наследии писателя.

3. Композиция первой сатиры Кантемира.

4. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» А.Д. Кантемира.

5. Значение социальных и моральных критериев в создании образной системы первой сатиры.

6. Понятие о композиции образа. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира: саморазоблачение героя, ги­перболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики. Проблема литературной «маски».

7. Особенности сатиры А.Д. Кантемира. Автоирония. Дидак­тическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха.

8. Значение творчества А.Д. Кантемира в развитии русской сатиры.

Задания для обсуждения:

1. Выпишите в тетрадь из учебника названия и проблематику сатир А.Д. Кантемира. Как решается проблема эволюции твор­чества сатирика в современном литературоведении?

2. Начертите в тетради композиционную схему первой сатиры Кантемира. Определите типы связей между частями произведения.

3. Сравните первоначальную и окончательную редакции «Са­тиры I» А.Д. Кантемира. Как развивался замысел писателя-сати­рика и его художественное воплощение?