Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Дополнительная
Кузьмина В.Д. Повести петровского времени // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 177—136.
Апсит Т.Н. Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.).// Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 114-122.
Сабитова И.В. Особенности перехода книжного сюжета в устную традицию // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988. Вып. 15. С. 101-108.
Занятие 2. Классицизм как направление и художественный метод.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-политическая, философская, этико-эстетическая, историко-литературная основы русского классицизма.
2. Национальное своеобразие русского классицизма.
3. Основные принципы изображения человека и мира в произведениях русских классицистов.
4. Система жанров и стилей. Нормативность поэтики классицизма.
5. Теория и практика русского классицизма. Проблема типологии и эволюции русского классицизма в современном литературоведении.
6. Классицизм в системе других литературных направлений XVIII в. Значение классицизма в истории русской литературы.
Задания для обсуждения:
- Отработайте необходимые для занятия теоретические понятия: «художественный метод», «литературное направление», «стиль», «система жанров».
- Определите, используя учебную и научно-исследовательскую литературу по теме, хронологические рамки, основные этапы развития, писательский состав, национальные особенности русского классицизма. Сделайте соответствующие записи в тетради.
- Дайте сравнительную характеристику «высоким» и «низким» жанрам классицизма, подобрав примеры из произведений В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.
Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Краткое руководство к красноречию. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. О благородстве // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979- С. 88, 97–104, 120-126, 141-150, 224-226.
Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 5-25.
Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 21-56.
Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981. С. 10-24, 72-99.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М, 1986. С. 5–19.
Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма // Русская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 5-29.
Пигарев К.В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 100—112.
Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.
Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литература. 1974. № 1. С. 3-27.
Песков A.M. Сумароков и Буало (Сопоставительный анализ поэтического творчества) // Филологические науки. 1982. № 2. С. 73-77.
Занятие 3.А.Д. Кантемир – сатирик.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины обращения Кантемира к жанру «сатиры». Критика общественных пороков и пропаганда петровских преобразований. Принципы типизации.
2. Проблема типологии сатир А.Д. Кантемира. Место и значение «Сатиры I» в творческом наследии писателя.
3. Композиция первой сатиры Кантемира.
4. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» А.Д. Кантемира.
5. Значение социальных и моральных критериев в создании образной системы первой сатиры.
6. Понятие о композиции образа. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира: саморазоблачение героя, гиперболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики. Проблема литературной «маски».
7. Особенности сатиры А.Д. Кантемира. Автоирония. Дидактическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха.
8. Значение творчества А.Д. Кантемира в развитии русской сатиры.
Задания для обсуждения:
1. Выпишите в тетрадь из учебника названия и проблематику сатир А.Д. Кантемира. Как решается проблема эволюции творчества сатирика в современном литературоведении?
2. Начертите в тетради композиционную схему первой сатиры Кантемира. Определите типы связей между частями произведения.
3. Сравните первоначальную и окончательную редакции «Сатиры I» А.Д. Кантемира. Как развивался замысел писателя-сатирика и его художественное воплощение?