Женщины в общественно-политической жизни и русской литературе XVIII века.

Русская литература XVIII века об обязанностях дворянства.

Петровские реформы и их значение для развития русской культуры нового времени. Пропаганда и защита идей петровский преобразований в творчестве русских поэтов и публицистов XVIII века.

Силлабическое стихотворство XVII века. Энциклопедический характер творчества Симеона Полоцкого.

 

Силлабическое стихотворство и его ритмообразующие элементы. Русское барокко как альтернатива неразвившимся в нашей культуре ренессансным тенденциям. Жизнеутверждающий характер русского барокко, сочетание средневекового символизма и дидактизма с рационализмом, тенденция к обмирщению литературы.

Симеон Полоцкий – создатель регулярной силлабической поэзии. Связь Полоцкого с домом Романовых и столичной аристократией. Характеристика его сборника “Рифмологион”. “Вертоград многоцветный” как поэтическая энциклопедия: круг сюжетов и тем в ней представленных. Поэт как “второй бог”, а слово как инструмент преобразования мира. Умопостигаемая сущность представленных в “Вертограде” “куриезов” и “раритетов”.

Другие поэты и поэтические школы XVII века.

 

28. Становление русского театра в последней трети XVII – первой половине XVIII веков.

 

Театральные элементы в народном искусстве и церковной практике. Придворный театр Алексея Михайловича. Его репертуар. Роль театра в разрушении этических и эстетических канонов средневековья (легализация вымысла, воскрешение прошлого). Театр как художественная иллюзия жизни. Театр как «школа» формирования деятельного человека.

Желание расширить рамки этой «школы» Петром Великим. Театр Иогана Кунста и его репертуар. Стремление отразить важнейшие события современности в пьесах школьных театров: «Божие уничижителей гордых уничижение» и «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», посвященные событиям Северной войны, «Слава Российская» Федора Журавского и «Слава печальная» ,вероятно, того же автора. Проблематика этих пьес исвоеобразие образного решения авторского замысла. Опыт психологического изображения в «Действии на рождество Христово» анонимного автора.

Барочная природа содержания, стиля, системы персонажей и жанра пьесы Феофана Прокоповича «Владимир». Традиции русской драматургии XVIII века, начало которым положило творчество Феофана Прокоповича.

 

 

Отделение культуры и образования от церкви. Печатный станок на службе просвещения, значение этого акта для дальнейшего развития нашей культуры. Пропагандистские мероприятия Петра (периодическая печать, зрелища, театр и проч.). Стремление Петра к внешней «европеизации» России (насильственное обрезание кафтанов, бород, организация ассамблей, руководства по обучению европейским правилам хорошего тона: «Приклады, како пишутся комплименты» и «Юности честное зерцало»). «Табель о рангах».

Реакция на реформы Петра в различных слоях русского общества. Лубочные листы. Слухи и толки, народные сказки, предания и исторические песни о Петре. Оценка деятельности Петра Великого в речах и проповедях Феофана Прокоповича («Слово похвальное о флоте российском», «Слово на погребение… Петра Великого»).

Образ царя-созидателя в поэме А.Кантемира «Петрида». Петр – «российский бог» в изображении Михаила Ломоносова («Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года»; «Надпись на статую Петра Великого» и проч.). Неоднозначная оценка преобразовательной роли Петра Великого в публицистике и поэзии А.Н.Радищева («Осьмнадцатое столетие»; «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»).

 

 

Петровский «Табель о рангах» – формальный стимул активизировать деятельность всех сословий русского общества ради блага государства. Василий Кариотский – пример деятельного дворянина петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»).

Защита петровской идеи личного участия всех российских граждан в укреплении военной мощи и благосостояния России в творчестве Антиоха Кантемира: «Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» и проч.

Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». Притчи А.Сумарокова о роли дворянства в государственном устройстве («Голова и члены»), о бесполезности их праздного существования («Соболья шуба», «Ось и Бык») и проч.

Г.Державин о дворянах и их обязанностях («Вельможа», «Властителям и судиям», «Водопад» и проч.). Соединение в его творчестве истинной поэзии с дидактикой (В.Г.Белинский «Поэзия Державина»).

 

 

Реформы Петра и новое положение женщины-дворянки в обществе. Женщины-политики. Женщины-ученые (Е.Дашкова и др.). Женщины-литераторы (Екатерина II и др.). Женщины-авантюристки.

Попытка дифференцированного изображения героинь «петровских» повестей. Женщина-приз в «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». Элеонора, Гедвиг-Доротея и Тира («Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре») – три типа молодых женщин, рожденных петровской эпохой.

Женщина-символ в одах М.В.Ломоносова: «Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»; «Разговор с Анакреоном. Ответ на оду XXVIII» и т.д.Реакция современников на толкование поэтом-одописцем образа «великой Петровой дщери» (И.Барков. Пародийные «оды» из сборника «Девичья игрушка» (факультативно); А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» («Слово о Ломоносове») и проч.).

Екатерина Великая в изображении Г.Державина (цикл стихов, посвященных Фелице) и А.Радищева («Осьмнадцатое столетие»).