ВИДЫ АКТОВ РЕВИЗИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ ДОКУМЕНТОВ РЕВИЗОРА

ТЕМА 5: Оформление итогов ревизии и материальная ответственность работников организации

Качество ревизии зависит не только от правильности организации и осуществления ревизионного процесса, но и от оформления обобщающих документов. На основании их разрабатываются и принимаются меры по ликвидации недостатков и нарушений, решается вопрос об ответственности нарушителей, а в случае выявления недостач, хищений и других злоупотреблений оформляются материалы для передачи следственным органам.

Для оформления результатов ревизии ревизор должен систематизировать накопленные материалы и факты в рабочих документах (журналах, таблицах, справках). По каждому проверенному участку результаты записываются в рабочие документы в сжатой форме.

Рабочие документы должны оформляться четко, ясно, так как при поверхностном и неконкретном изложении и плохом оформлении материалов невозможно определить сущность выявленных недостатков и нарушений.

По результатам проверки необходимо составлять обобщающие, аналитические документы, чтобы получить общее представление о положении дел в организации, где была проведена ревизия, наметить пути для устранения недостатков. В рабочие документы ревизора необходимо включать факты, которые выяснены полностью.

К рабочим документам ревизора предъявляются определенные требования, которые сводятся к следующему:

¨ они должны быть четкими, аккуратно оформленными;

¨ каждый документ должен быть полным, чтобы можно было отраженные в нем результаты проверки рассматривать отдельно от других документов;

¨ в каждом документе (при необходимости) должна быть ссылка на первичные документы или другой рабочий документ;

¨ в каждом документе должны отражаться данные, необходимые для подтверждения идентичности статей баланса и статей отчета о финансовых результатах и выводов ревизора;

¨ каждый документ должен быть пронумерован, иметь название, содержание его должно соответствовать наименованию;

¨ в каждом документе должны быть указаны дата выполнения работы и подпись ревизоров, выполнявших эту работу.

По результатам ревизии, которые отражены в рабочих документах, ревизоры составляют акты ревизии, которые подразделяют на основные, частные, промежуточные и разовые.

Основной акт отражает результаты ревизии хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации. Его составляют по завершении ревизии после того, как все установленные факты найдут отражение в других видах актов.

Частные промежуточные акты составляются в тех случаях, когда выявленные недостатки и нарушения требуют срочного принятия мер по их устранению или наказанию виновных лиц. Промежуточные акты подписывают руководители и члены ревизионной бригады, а также виновное должностное лицо. К акту прилагаются объяснительная записка или возражения.

Разовые актысоставляют при проверке отдельных операций: проверке цен, контрольной покупке товаров, проверке полновесности блюд, инвентаризации денежных средств и других товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и покупателями и т. п.

Выявленные факты нарушений целесообразно отражать в «Ведомости установленных ревизией нарушений». В этой ведомости все факты нарушений фиксируют со ссылкой на учетный регистр и документ с указанием нарушенного положения и лица, виновного в нарушении. Итоги ведомости нарушений включают в обобщающий акт, а ведомость прилагают к акту.

На основании промежуточного акта, разового акта, накопительной ведомости установленных комиссией фактов нарушений, рабочих документов (таблиц, справок), расчетов, составленных членами ревизионной комиссии, составляется обобщающий акт ревизии.

В нем отражаются следующие данные:

¨ общая характеристика организации, ее структура и данные о финансово-хозяйственной деятельности;

¨ выявленные ревизией факты невыполнения предложений, принятых по материалам предыдущих ревизий и проверок (табл. 2.4);

¨ выявленные ревизией факты нарушений законов, постановлений федерального и республиканских правительств;

¨ оценка системы бухгалтерского учета и состояния внутреннего контроля;

¨ бесхозяйственность, недостачи и хищения денежных средств и товарно-материальных ценностей;

¨ выявленные факты необоснованного планирования, невыполнения договорных обязательств, недостатков в расходовании денежных средств из кассы и счетов из банка;

¨ размеры причиненного ущерба, виновники этого ущерба;

¨ выявленные факты необоснованного завышения издержек обращения, производства;

¨ обнаруженные при ревизии дополнительные возможности и резервы роста производства, снижения издержек обращения и повышения производительности труда, увеличения прибыли, сокращения расходов на содержание аппарата управления, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, улучшения взаимоотношений с финансовыми органами.