Материалы по модульно-рейтинговой системе
Б)
А)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
1. Раннее творчество М.Горького. Проблема героя, своеобразие романтизма ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). Тематическое и жанровое разнообразие творчества 1899-1905 годов ("Фома Гордеев", "Песня о Буревестнике" и др.). Драматургия, традиция и новаторство. Тема мещанства как сквозная тема творчества (пьеса "Мещане", статья "Заметки о мещанстве", цикл рассказов "Городок Окуров"). Искания М.Горького 1906-1917 годов. Проблема революционного преобразования жизни и духовного возрождения человека (роман "Мать" и повесть "Исповедь").
2. И.Бунин - "последний классик". Взаимодействие поэзии и прозы в раннем творчестве. Мастерство лирической прозы ("Антоновские яблоки", "Костер", "Эпитафия"). Судьба деревни, двуаспектность ее изображения: крестьянство ("На край света", "Захар Воробьев", "Кастрюк") и разорение "дворянских гнезд". Повести 1909-1911 годов "Деревня" и "Суходол", усиление критико-аналитического начала. Человек и цивилизация в рассказе "Господин из Сан-Франциско", конкретность и символика.
3. Творческий путь Л.Андреева: от традиционного реализма к экспрессионизму и символическому обобщению. Проблема "отчуждения человека" ("Город", "Проклятие зверя", "Большой шлем"). Тема рока и специфика ее художественного воплощения ("Жизнь Василия Фивейского", "Стена", "Жизнь Человека"). Переосмысление мифов ("Иуда Искариот", "Дневник Сатаны").
4.А.Куприн. Многообразие отражения жизни и характеров в творчестве как отражение богатого жизненного опыта автора. Гуманистическая направленность прозы, традиции А.Чехова, Л.Толстого. Внимание к судьбе "среднего человека", его "вырождение" из пошлой среды ("Молох", "Поединок", "Анафема"). Проблема естественного человека ("Олеся", "Болото"). Тема любви как лейтмотив творчества ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь").
1.Преподаватель должен всегда иметь в виду, что история русской литературы рубежа XIX-XX веков, которую называют русским Ренессансом, является одним из общеобразовательных базовых предметов. Изучение этого курса имеет целью раскрыть общие закономерности историко-литературного процесса, дать студенту важнейшие сведения культурно-философского и теоретического свойства.
2.В курсе должны быть представлены – в аспектах биографии и творчества – главные лица эпохи, столь богатой подлинными талантами: А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, Л.Андреев и др. Преподаватель должен разъяснить студенту, что разнообразие художественных стратегий в эпоху Серебряного века отражает поиск новых моделей миропорядка путем соединения философии, религии и искусства.
3.Следует разъяснить важнейшие теоретические понятия курса: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, панэстетизм, романтическая ирония и т.д. Особое внимание необходимо уделить программным документам (статьям, манифестам) новых течений и школ.
4.Необходимо быть в курсе современных подходов к проблемам изучения литературы Серебряного века, что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями и литературой специального научного характера и применении их в практике преподавания. Преподаватель должен широко использовать межпредметные связи на занятиях по «Русской литературе Серебряного века», чтобы знакомить студентов с художественными исканиями русского Возрождения. Целесообразно привлекать краеведческий аспект в тех случаях, когда это сделает изучение материала более глубоким и наглядным («Ф.Сологуб в Псковском крае», «И.Бунин и Псковский край»).
5.На практические занятия необходимо выносить темы: 1) наиболее сложные; 2) обогащающие навыки анализа прозаических и поэтических произведений разных стилей и жанров, включая и сопоставительный анализ произведений разных авторов.
6.Преподаватель должен активно вовлекать студентов в чтение научной и мемуарной литературы, в самостоятельное освоение творческого наследия ведущих поэтов и писателей начала ХХ века. Серьезная самостоятельная работа студентов должна контролироваться системой индивидуальных заданий.
оценки знаний студентов по дисциплине:
Тестовые задания
1.Манифестом акмеизма является статья:
а) «Ключи тайн»; б) «Садок судей»; в) «О прекрасной ясности».
2.А.Крученых, В.Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский, Д.Бурлюк составляли группу……..
3.Литературная школа «символизм» близка…
а) сентиментализму; б) романтизму; в) постмодернизму.
4.Установите соответствие между автором и его героем:
а) Горький; б) Куприн; в) Бунин; г) Л.Андреев
1) Ромашов; 2) Красов;3) Гаев; 4) Баргамот; 5) Ларра
5.Автор стихотворения
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!
является представителем…
а) символизма; б) футуризма; в) реализма.
6.В данном отрывке образ создается с помощью художественного приема…….
«Металлический Гость, раскалившийся под луною, сидел перед ним; опаляющий, красно-багровый; вот он, прокаляясь, побелел; и – протек на склоненного Александра Ивановича: пепелящим потоком – металлами пролился в его жилы».
7.Укажите лишнее:
а) «Танго с коровами»; б) «Облако в штанах»; в) «Песнь о собаке»;
г) «Рыкающий Парнас».
8.Фраза горьковского героя «Человек должен уважать себя» отражает веру автора в высокое предназначение личности, сформированное под влиянием философии…….
9.Данный отрывок построен с использованием художественного приема…
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот –
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечеткой.
10.Соотнесите автора и его произведение:
А.Белый Огненный ангел
В.Брюсов Соловьиный сад
Д.Мережковский Золото в лазури
А.Блок Петр и Алексей
М.Волошин
11. Укажите правильную последовательность стихотворений в цикле А.Блока «На поле Куликовом»:
а) «Опять с вековою тоскою…»
б) «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»
в) «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
г) «В ночь, когда Мамай залег с ордою…»
д) «Опять над полем Куликовым…»
12.Описание героя
«Любил он птиц, и они не боялись его; умилительно вспомнить, как, бывало, бегает поползень-птица очень дикая – по рыжей голове его и путается в огневых волосах…А то насыплет конопли в голову и в бороду себе, и вот слетятся чижи, щеглята, синицы, снегири – роются в волосах дьячка…на нос ему садятся, а он лежит и хохочет…Замечательный был человек!»
раскрывает автора как представителя направления…….
13.Борис Бугаев известен в литературе под псевдонимом
а) Федор Сологуб
б) Андрей Белый
в) Игорь-Северянин
г) Саша Черный
14.Установите соответствие между стихотворными строками и литературной школой:
1 - символизм, 2 - акмеизм, 3 – футуризм, 4 - реализм
а) «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне»;
б) «С неба, изодранного о штыков жала,/ слезы звезд просеивались…»;
в) «Чем жарче день, тем сладостней в бору / Дышать сухим смолистым ароматом…»;
г)«Прекрасно в нас влюбленное вино/ И добрый хлеб, что в печь для нас садится…».
15. Приведенный отрывок из произведения «Большой шлем» отражает главную тему произведения - ………….
«-Ни-ко-гда, - медленно, по слогам, произнес он, чтобы убедиться, что такое слово существует и имеет смысл.
Такое слово существовало и имело смысл, но он был до того чудовищен и горек, что Яков Иванович снова упал в кресло и беспомощно заплакал от жалости к тому, кто никогда не узнает, и от жалости к себе, ко всем, так как то же страшно и бессмысленно жестокое будет и с ним и со всеми.»
16. В стихотворении провозглашаются установки литературной школы………
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, - и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность!
17.Основная идея стихотворения может быть определена как….
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
18.Поэтический стиль Н.Гумилева и А.Ахматовой отличается искусством……
19. Данный портрет принадлежит персонажу……….
«…сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».
20. Сонет И.Северянина посвящен
а) Гумилеву; б) Брюсову; в) Л.Андрееву.
Его воспламенял привычный клич,
Кто б ни кричал – новатор или Батый…
Немедля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.
Взносился грозно над рутиной бич,
В руке самоуверенно зажатый.
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.
Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти все губя!
Всю жизнь мечтая о себе чугунном,
Готовый гимны петь грядущим гуннам,
Не пожалел он – прежде всех – себя…
21. Влияние литературного направления ………….. обнаруживает данный портрет героя:
«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
22.Определите стихотворный размер отрывка:
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать
За ним другое, - то, что скрыто.
а) дактиль; б) анапест; в) ямб.
23.Автором признания является………..
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.
24. Отрывок демонстрирует черты влияния а) импрессионизма;
б) экспрессионизма; в) абстракционизма.
«Город был громаден и многолюден, и было в этом многолюдии и громадности что-то упорное, непобедимое и равнодушно-жестокое. Колоссальной тяжестью своих каменных раздутых домов он давил на землю, на которой стоял, и улицы между домами были узкие, кривые и глубокие, как трещины в скале. И казалось, что все они охвачены паническим страхом и от центра стараются выбежать на открытое поле, но не могут найти дороги, и путаются, клубятся, как змеи, и перерезают друг друга, и в безнадежном отчаянии устремляются назад.»
25. Поэтические сборники «Белая стая», «Камень», «Чужое небо» принадлежат представителям
а) символизма
б) акмеизма
в) реализма
г) футуризма
26.Переводчик Еврипида, автор поэтических книг «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец», преподаватель словесности и директор Царскосельской гимназии это……
27.Стихотворение принадлежит представителю………..
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю…
Я все уединенное,
Неявное люблю.
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
28.Произведение, включающее данный портрет героини, принадлежит к литературному направлению ………..
«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
29. Автор стихотворного отрывка предстает мастером приема…..
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
30.Функция упоминания чеховского рассказа в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес» состоит в …………..
«Гостей надо было занимать, и Надежде Васильевне казалось, что самый приятный и удобный разговор для учителя русского языка – разговор о состоянии учебного дела, реформе гимназий, о воспитании детей, о литературе, о символизме, о русских журналах. Всех этих тем она коснулась, но не получала в ответ ничего, кроме озадачивших ее отповедей, обнаруживших, что ее гостям эти вопросы не любопытны. Она увидела, что возможен только один разговор – городские сплетни. Но Надежда Васильевна все-таки сделала еще одну попытку.
- А вы читали «Человек в футляре» Чехова? – спросила она. – Не правда ли, как метко?»
31.Автором стихотворения является…..
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
32.Сформулируйте мысль:
Гротеск в приведенном отрывке служит……….
«Карты комбинировались бесконечно разнообразно, и разнообразие это не поддавалось ни анализу, ни правилам, но было в то же время закономерно. И в закономерности этой заключалась жизнь карт, особая от жизни игравших в них людей. Люди хотели и добивались от них своего, а карты делали свое, как будто они имели свою волю, свои вкусы, симпатии и капризы. Черви особенно часто приходили к Якову Ивановичу, а у Евпраксии Васильевны руки постоянно полны бывали пик, хотя она их очень не любила. Случалось, что карты капризничали, и Яков Иванович не знал, куда деваться от пик, а Евпраксия Васильевна радовалась червям, назначала большие игры и ремизилась. И тогда карты как будто смеялись».
33.Автором строк является:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
а) Блок; б) Бальмонт; в) Бунин
34. Приведенные строки являются заключительными в стихотворении……..
Есть бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога.
35.Радостное состояние лирического героя, произносящего: “Звени, знойный, разудалый, / Русский алый день. / Звездидень!/ Звездидень!”, передается с помощью приемов….…
36.Выберите строки, принадлежащие поэтам-символистам:
а) «Сладок запах синих виноградин…»
б) «Сердце исполнено счастьем желанья, / Счастьем возможности и ожиданья».
в) «Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!»
г) «Не доносятся жизни проклятья / В этот сад, обнесенный стеной».
д) «Солнца контур старинный / Золотой, огневой, /Апельсинный и винный / Над моей головой».
37.Стихотворение В.Хлебникова строится на приемах…….
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
38.Утверждение, что «в каждом произведении искусства, хотя бы пластического, есть скрытая музыка», отражает взгляды представителей школы……….
39. В.Ходасевич, рассуждая о поэзии О.Мандельштама, выделяет такую особенность акмеизма, как……….
«Подобно Адаму, поэт ставит главной своею целью – узнать и назвать вещи. Присоединяя к игре смысловых ассоциаций игру звуковых, поэт обладает редким в наши дни знанием и чутьем языка, часто выводит свои стихи за пределы обычного понимания».
40.Творчество художников А.Бенуа, К.Сомова, В.Борисова-Мусатова близко в литературе представителям
а) реализма
б) символизма
в) акмеизма
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Чтение художественное литературы
Чтение научно-критической литературы
Участие в проектах
Выступления на «круглых столах», дискуссиях
Подготовка к тестированию
Подготовка к практическим занятиям
Анализ поэтических и прозаических текстов с целью выявления художественных особенностей направления (школы) и индивидуального стиля автора
Ответ на проблемный вопрос
Разработка сценария литературного вечера, подготовка презентаций, портфолио (дополнительный модуль)
Конспектирование научной литературы (дополнительный модуль)