Материалы по модульно-рейтинговой системе

Б)

А)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.

1. Раннее творчество М.Горького. Проблема героя, своеобразие романтизма ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). Тематическое и жанровое разнообразие творчества 1899-1905 годов ("Фома Гордеев", "Песня о Буревестнике" и др.). Драматургия, традиция и новаторство. Тема мещанства как сквозная тема творчества (пьеса "Мещане", статья "Заметки о мещанстве", цикл рассказов "Городок Окуров"). Искания М.Горького 1906-1917 годов. Проблема революционного преобразования жизни и духовного возрождения человека (роман "Мать" и повесть "Исповедь").

2. И.Бунин - "последний классик". Взаимодействие поэзии и прозы в раннем творчестве. Мастерство лирической прозы ("Антоновские яблоки", "Костер", "Эпитафия"). Судьба деревни, двуаспектность ее изображения: крестьянство ("На край света", "Захар Воробьев", "Кастрюк") и разорение "дворянских гнезд". Повести 1909-1911 годов "Деревня" и "Суходол", усиление критико-аналитического начала. Человек и цивилизация в рассказе "Господин из Сан-Франциско", конкретность и символика.

3. Творческий путь Л.Андреева: от традиционного реализма к экспрессионизму и символическому обобщению. Проблема "отчуждения человека" ("Город", "Проклятие зверя", "Большой шлем"). Тема рока и специфика ее художественного воплощения ("Жизнь Василия Фивейского", "Стена", "Жизнь Человека"). Переосмысление мифов ("Иуда Искариот", "Дневник Сатаны").

4.А.Куприн. Многообразие отражения жизни и характеров в творчестве как отражение богатого жизненного опыта автора. Гуманистическая направленность прозы, традиции А.Чехова, Л.Толстого. Внимание к судьбе "среднего человека", его "вырождение" из пошлой среды ("Молох", "Поединок", "Анафема"). Проблема естественного человека ("Олеся", "Болото"). Тема любви как лейтмотив творчества ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь").

 

 

1.Преподаватель должен всегда иметь в виду, что история русской литературы рубежа XIX-XX веков, которую называют русским Ренессансом, является одним из общеобразовательных базовых предметов. Изучение этого курса имеет целью раскрыть общие закономерности историко-литературного процесса, дать студенту важнейшие сведения культурно-философского и теоретического свойства.

2.В курсе должны быть представлены – в аспектах биографии и творчества – главные лица эпохи, столь богатой подлинными талантами: А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, Л.Андреев и др. Преподаватель должен разъяснить студенту, что разнообразие художественных стратегий в эпоху Серебряного века отражает поиск новых моделей миропорядка путем соединения философии, религии и искусства.

3.Следует разъяснить важнейшие теоретические понятия курса: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, панэстетизм, романтическая ирония и т.д. Особое внимание необходимо уделить программным документам (статьям, манифестам) новых течений и школ.

4.Необходимо быть в курсе современных подходов к проблемам изучения литературы Серебряного века, что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями и литературой специального научного характера и применении их в практике преподавания. Преподаватель должен широко использовать межпредметные связи на занятиях по «Русской литературе Серебряного века», чтобы знакомить студентов с художественными исканиями русского Возрождения. Целесообразно привлекать краеведческий аспект в тех случаях, когда это сделает изучение материала более глубоким и наглядным («Ф.Сологуб в Псковском крае», «И.Бунин и Псковский край»).

5.На практические занятия необходимо выносить темы: 1) наиболее сложные; 2) обогащающие навыки анализа прозаических и поэтических произведений разных стилей и жанров, включая и сопоставительный анализ произведений разных авторов.

6.Преподаватель должен активно вовлекать студентов в чтение научной и мемуарной литературы, в самостоятельное освоение творческого наследия ведущих поэтов и писателей начала ХХ века. Серьезная самостоятельная работа студентов должна контролироваться системой индивидуальных заданий.

оценки знаний студентов по дисциплине:

 

Тестовые задания

1.Манифестом акмеизма является статья:

а) «Ключи тайн»; б) «Садок судей»; в) «О прекрасной ясности».

2.А.Крученых, В.Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский, Д.Бурлюк составляли группу……..

3.Литературная школа «символизм» близка…

а) сентиментализму; б) романтизму; в) постмодернизму.

4.Установите соответствие между автором и его героем:

а) Горький; б) Куприн; в) Бунин; г) Л.Андреев

1) Ромашов; 2) Красов;3) Гаев; 4) Баргамот; 5) Ларра

5.Автор стихотворения

Усадьба ночью, чингисхань!

Шумите, синие березы.

Заря ночная, заратустрь!

А небо синее, моцарть!

И сумрак облака, будь Гойя!

Ты ночью, облако, роопсь!

является представителем…

а) символизма; б) футуризма; в) реализма.

 

6.В данном отрывке образ создается с помощью художественного приема…….

«Металлический Гость, раскалившийся под луною, сидел перед ним; опаляющий, красно-багровый; вот он, прокаляясь, побелел; и – протек на склоненного Александра Ивановича: пепелящим потоком – металлами пролился в его жилы».

 

7.Укажите лишнее:

а) «Танго с коровами»; б) «Облако в штанах»; в) «Песнь о собаке»;

г) «Рыкающий Парнас».

8.Фраза горьковского героя «Человек должен уважать себя» отражает веру автора в высокое предназначение личности, сформированное под влиянием философии…….

9.Данный отрывок построен с использованием художественного приема…

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот –

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

 

10.Соотнесите автора и его произведение:

А.Белый Огненный ангел

В.Брюсов Соловьиный сад

Д.Мережковский Золото в лазури

А.Блок Петр и Алексей

М.Волошин

11. Укажите правильную последовательность стихотворений в цикле А.Блока «На поле Куликовом»:

а) «Опять с вековою тоскою…»

б) «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»

в) «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

г) «В ночь, когда Мамай залег с ордою…»

д) «Опять над полем Куликовым…»

12.Описание героя

«Любил он птиц, и они не боялись его; умилительно вспомнить, как, бывало, бегает поползень-птица очень дикая – по рыжей голове его и путается в огневых волосах…А то насыплет конопли в голову и в бороду себе, и вот слетятся чижи, щеглята, синицы, снегири – роются в волосах дьячка…на нос ему садятся, а он лежит и хохочет…Замечательный был человек!»

раскрывает автора как представителя направления…….

13.Борис Бугаев известен в литературе под псевдонимом

а) Федор Сологуб

б) Андрей Белый

в) Игорь-Северянин

г) Саша Черный

14.Установите соответствие между стихотворными строками и литературной школой:

1 - символизм, 2 - акмеизм, 3 – футуризм, 4 - реализм

а) «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне»;

б) «С неба, изодранного о штыков жала,/ слезы звезд просеивались…»;

в) «Чем жарче день, тем сладостней в бору / Дышать сухим смолистым ароматом…»;

г)«Прекрасно в нас влюбленное вино/ И добрый хлеб, что в печь для нас садится…».

15. Приведенный отрывок из произведения «Большой шлем» отражает главную тему произведения - ………….

«-Ни-ко-гда, - медленно, по слогам, произнес он, чтобы убедиться, что такое слово существует и имеет смысл.

Такое слово существовало и имело смысл, но он был до того чудовищен и горек, что Яков Иванович снова упал в кресло и беспомощно заплакал от жалости к тому, кто никогда не узнает, и от жалости к себе, ко всем, так как то же страшно и бессмысленно жестокое будет и с ним и со всеми.»

 

16. В стихотворении провозглашаются установки литературной школы………

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, - и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

 

И Батюшкова мне противна спесь:

Который час, его спросили здесь,

А он ответил любопытным: вечность!

17.Основная идея стихотворения может быть определена как….

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

18.Поэтический стиль Н.Гумилева и А.Ахматовой отличается искусством……

19. Данный портрет принадлежит персонажу……….

«…сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».

 

20. Сонет И.Северянина посвящен

а) Гумилеву; б) Брюсову; в) Л.Андрееву.

Его воспламенял привычный клич,

Кто б ни кричал – новатор или Батый…

Немедля честолюбец суховатый,

Приемля бунт, спешил его постичь.

 

Взносился грозно над рутиной бич,

В руке самоуверенно зажатый.

Оплачивал новинку щедрой платой

По-европейски скроенный москвич.

 

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом,

В ненасытимой страсти все губя!

 

Всю жизнь мечтая о себе чугунном,

Готовый гимны петь грядущим гуннам,

Не пожалел он – прежде всех – себя…

21. Влияние литературного направления ………….. обнаруживает данный портрет героя:

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»

22.Определите стихотворный размер отрывка:

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать

За ним другое, - то, что скрыто.

 

а) дактиль; б) анапест; в) ямб.

 

23.Автором признания является………..

Я сошью себе черные штаны

из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

24. Отрывок демонстрирует черты влияния а) импрессионизма;

б) экспрессионизма; в) абстракционизма.

«Город был громаден и многолюден, и было в этом многолюдии и громадности что-то упорное, непобедимое и равнодушно-жестокое. Колоссальной тяжестью своих каменных раздутых домов он давил на землю, на которой стоял, и улицы между домами были узкие, кривые и глубокие, как трещины в скале. И казалось, что все они охвачены паническим страхом и от центра стараются выбежать на открытое поле, но не могут найти дороги, и путаются, клубятся, как змеи, и перерезают друг друга, и в безнадежном отчаянии устремляются назад.»

25. Поэтические сборники «Белая стая», «Камень», «Чужое небо» принадлежат представителям

а) символизма

б) акмеизма

в) реализма

г) футуризма

26.Переводчик Еврипида, автор поэтических книг «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец», преподаватель словесности и директор Царскосельской гимназии это……

27.Стихотворение принадлежит представителю………..

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю…

Я все уединенное,

Неявное люблю.

 

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

 

28.Произведение, включающее данный портрет героини, принадлежит к литературному направлению ………..

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

29. Автор стихотворного отрывка предстает мастером приема…..

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

 

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

 

30.Функция упоминания чеховского рассказа в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес» состоит в …………..

«Гостей надо было занимать, и Надежде Васильевне казалось, что самый приятный и удобный разговор для учителя русского языка – разговор о состоянии учебного дела, реформе гимназий, о воспитании детей, о литературе, о символизме, о русских журналах. Всех этих тем она коснулась, но не получала в ответ ничего, кроме озадачивших ее отповедей, обнаруживших, что ее гостям эти вопросы не любопытны. Она увидела, что возможен только один разговор – городские сплетни. Но Надежда Васильевна все-таки сделала еще одну попытку.

- А вы читали «Человек в футляре» Чехова? – спросила она. – Не правда ли, как метко?»

 

31.Автором стихотворения является…..

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

 

Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

 

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

 

32.Сформулируйте мысль:

Гротеск в приведенном отрывке служит……….

«Карты комбинировались бесконечно разнообразно, и разнообразие это не поддавалось ни анализу, ни правилам, но было в то же время закономерно. И в закономерности этой заключалась жизнь карт, особая от жизни игравших в них людей. Люди хотели и добивались от них своего, а карты делали свое, как будто они имели свою волю, свои вкусы, симпатии и капризы. Черви особенно часто приходили к Якову Ивановичу, а у Евпраксии Васильевны руки постоянно полны бывали пик, хотя она их очень не любила. Случалось, что карты капризничали, и Яков Иванович не знал, куда деваться от пик, а Евпраксия Васильевна радовалась червям, назначала большие игры и ремизилась. И тогда карты как будто смеялись».

33.Автором строк является:

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

 

а) Блок; б) Бальмонт; в) Бунин

 

34. Приведенные строки являются заключительными в стихотворении……..

Есть бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в бога.

 

35.Радостное состояние лирического героя, произносящего: “Звени, знойный, разудалый, / Русский алый день. / Звездидень!/ Звездидень!”, передается с помощью приемов….…

 

36.Выберите строки, принадлежащие поэтам-символистам:

а) «Сладок запах синих виноградин…»

б) «Сердце исполнено счастьем желанья, / Счастьем возможности и ожиданья».

в) «Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!»

г) «Не доносятся жизни проклятья / В этот сад, обнесенный стеной».

д) «Солнца контур старинный / Золотой, огневой, /Апельсинный и винный / Над моей головой».

 

37.Стихотворение В.Хлебникова строится на приемах…….

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

 

38.Утверждение, что «в каждом произведении искусства, хотя бы пластического, есть скрытая музыка», отражает взгляды представителей школы……….

 

39. В.Ходасевич, рассуждая о поэзии О.Мандельштама, выделяет такую особенность акмеизма, как……….

«Подобно Адаму, поэт ставит главной своею целью – узнать и назвать вещи. Присоединяя к игре смысловых ассоциаций игру звуковых, поэт обладает редким в наши дни знанием и чутьем языка, часто выводит свои стихи за пределы обычного понимания».

40.Творчество художников А.Бенуа, К.Сомова, В.Борисова-Мусатова близко в литературе представителям

а) реализма

б) символизма

в) акмеизма

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Чтение художественное литературы

Чтение научно-критической литературы

Участие в проектах

Выступления на «круглых столах», дискуссиях

Подготовка к тестированию

Подготовка к практическим занятиям

Анализ поэтических и прозаических текстов с целью выявления художественных особенностей направления (школы) и индивидуального стиля автора

Ответ на проблемный вопрос

Разработка сценария литературного вечера, подготовка презентаций, портфолио (дополнительный модуль)

Конспектирование научной литературы (дополнительный модуль)