ПЛАНИРОВАНИЕ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК

Единого нормативного документа, определяющего порядок про­ведения ревизии, нет. Некоторые общие вопросы по проведению ревизии закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей при проведении государственного контроля (надзора)». Планиро­вание ревизии следует проводить в два этапа: разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказ­чиками могут быть:

· администрация организации;

· собственник организации;

· государственные органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы:

· цель ревизии;

· вопросы, подлежащие проверке;

· средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

· сроки и место исполнения;

· состав участников ревизии;

· формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктив­ного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Ее ут­верждает начальник ревизующего органа или заказчик.

В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи реви­зии, например: анализ финансового состояния акционерного общества; оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на фи­нансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюд­жетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. В данном разделе также перечисляются объекты ре­визии, например, акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы, и часто приводится перечень структурных подразделений организации.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» приводятся направ­ления финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности ими могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный ка­питал, оборудование к установке.

Раздел «Средства и условия», необходимые для проведения ревизии» содержит перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др. ;

В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время нача­ла и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, до­пущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

Раздел «Формы документального оформления ревизии» включа­ет в себя образцы описей, актов, ведомостей, форму итогового акта ревизии. Акт ревизии будет вручен первому лицу проверяемой органи­зации или его заместителю. Итоговый акт ревизии может быть направ­лен почтовой связью с уведомлением о вручении, которое приобщает­ся к экземпляру акта, оставшегося на руках ревизора.

Полная, правильно составленная программа ревизии концентри­рует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскры­вает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может приве­сти к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности орга­низации, — при больших затратах времени ревизия может не дать долж­ных результатов.

План ревизии. На основе программы составляется план реви­зии, который привязан к специфике конкретной организации, струк­туре ее управления, географическому расположению имущества пред­приятия, графику работы. План составляется на месте ревизии и дол­жен обладать характеристиками, приведенными ниже.

Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позво­ляет контролировать эффективность работы ревизора.

Конкретность. Разделы программы, подлежащие проверке, в пла­не конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрен контроль состояния храпения готовой продукции. В этом случае раздел программы в плане может иметь следующий вид:

1) проверить обеспеченность организации складскими помеще­ниями и их состояние:

2) выявить нарушения в движении первичных документов и за­
полнении регистров бухгалтерского учета;

3) проверить соблюдение установленного порядка складирова­ния готовой продукции;

4) выявить факты порчи готовой продукции на складах;

5) выявить факты хранения готовой продукции вне складов;

6) выявить факты хранения неучтенной продукции.

Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возмож­ностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается привлечение к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, переносящих ценности в помещении по мере их пересчета.

Гибкость, мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется и уточняется. Если бы план, составленный в начале реви­зии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть ус­пешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится пе­рестраивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изме­нений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни програм­мой, ни рабочим планом, и более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждо­му выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.