ПЛАНИРОВАНИЕ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
Единого нормативного документа, определяющего порядок проведения ревизии, нет. Некоторые общие вопросы по проведению ревизии закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Планирование ревизии следует проводить в два этапа: разработка программы и плана ревизии.
Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказчиками могут быть:
· администрация организации;
· собственник организации;
· государственные органы.
Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы:
· цель ревизии;
· вопросы, подлежащие проверке;
· средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
· сроки и место исполнения;
· состав участников ревизии;
· формы документального оформления ревизии.
Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Ее утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.
В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например: анализ финансового состояния акционерного общества; оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. В данном разделе также перечисляются объекты ревизии, например, акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы, и часто приводится перечень структурных подразделений организации.
В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» приводятся направления финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности ими могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.
Раздел «Средства и условия», необходимые для проведения ревизии» содержит перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др. ;
В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.
В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.
Раздел «Формы документального оформления ревизии» включает в себя образцы описей, актов, ведомостей, форму итогового акта ревизии. Акт ревизии будет вручен первому лицу проверяемой организации или его заместителю. Итоговый акт ревизии может быть направлен почтовой связью с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, оставшегося на руках ревизора.
Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, — при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.
План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества предприятия, графику работы. План составляется на месте ревизии и должен обладать характеристиками, приведенными ниже.
Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизора.
Конкретность. Разделы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрен контроль состояния храпения готовой продукции. В этом случае раздел программы в плане может иметь следующий вид:
1) проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние:
2) выявить нарушения в движении первичных документов и за
полнении регистров бухгалтерского учета;
3) проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции;
4) выявить факты порчи готовой продукции на складах;
5) выявить факты хранения готовой продукции вне складов;
6) выявить факты хранения неучтенной продукции.
Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается привлечение к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, переносящих ценности в помещении по мере их пересчета.
Гибкость, мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется и уточняется. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится перестраивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни программой, ни рабочим планом, и более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.