Механизм развития знаково-символической деятельности.

Схематизация появляется к ст.дош.возрасту (5-6 лет).

4. Кодирование –шифровка и расшифровка информации в других модальностях.

В раннем возрасте ребенок пользуется предметами-заместителями.

Более высокий уровень - использование моделей.

***замещение----моделирование ----- воображение и логическое мышление------креативное мышление.

Развитие знаково-символической деятельности идет не только по линии смены объектов-----------------это смена деятельности с предметами заместителями.

У замещения есть ограничения ----речь идет о функциональном использовании заместителей в игровой деятельности.

Использование моделей позволяет получить более точную информацию об объекте.

Освоение моделирования способствует становлению учебной деятельности.

При этом Замещение не исчезает, а продолжает выполнять свои задачи.

При схематизации -упускаются детали, остаются существенные детали.

4. Развитие воображения:

1. Первые проявления воображения – ребенок действует не на основе реальности, а на основе возникновения собственных представлений.

**** моет руки камушками.

В2,5 – 3 года – ребенок действует в воображаемой ситуации с воображаемым предметом. Воображение детей проявляется в замещении.

В раннем возрасте - нет планирования.

2. В старшем возрасте – развитие ролевой игры, рисование, конструирование.

Оно нередко несет воспроизводящий характер. Воспроизводит одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонов.

К 4-5 годам возможно планирование, имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует 1 шаг действия, выполняет его, видит результат и действует дальше.

Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослого в сюжетно-ролевой игре.

От млад. к старш. дошкол.возрасту – высокая целенаправленность, устойчивость замысла.

*****Это отражается в играх – они становятся длиннее, большая устойчивость ролей, планирование хода игры.

3. 5-6 лет. Дети ст.дош.возраста играют в 1 и ту же игру несколько дней.

- игры отличаются яркостью, наглядностью, подвижностью, изменчивостью, эмоциональной насыщенностью.

4. Главной линией развития воображения детей в возрасте от 3-5 лет является обособление мира фантазий от реальности.

До 3 лет – воображение и реальность не отделимы.

Дети часто путают вымысел с тем, что есть на самом деле -----выделяет свои желания и потребности.

!!!!! Нельзя пугать детей выдуманными персонажами.

К словесным формам воображения относиться словотворчество, игровое отношение к речи.

Варьирование звуками и интонацией в создании словесного сюжета.

Уровень творческого воображения детей снижается.

Методы:

1. Рассказы, сочинения по картинкам.

2. Рисование иллюстраций к текстам.

3. Мысленное путешествие в разные страны (с использованием наглядного материала).