Механизм развития знаково-символической деятельности.
Схематизация появляется к ст.дош.возрасту (5-6 лет).
4. Кодирование –шифровка и расшифровка информации в других модальностях.
В раннем возрасте ребенок пользуется предметами-заместителями.
Более высокий уровень - использование моделей.
***замещение----моделирование ----- воображение и логическое мышление------креативное мышление.
Развитие знаково-символической деятельности идет не только по линии смены объектов-----------------это смена деятельности с предметами заместителями.
У замещения есть ограничения ----речь идет о функциональном использовании заместителей в игровой деятельности.
Использование моделей позволяет получить более точную информацию об объекте.
Освоение моделирования способствует становлению учебной деятельности.
При этом Замещение не исчезает, а продолжает выполнять свои задачи.
При схематизации -упускаются детали, остаются существенные детали.
4. Развитие воображения:
1. Первые проявления воображения – ребенок действует не на основе реальности, а на основе возникновения собственных представлений.
**** моет руки камушками.
В2,5 – 3 года – ребенок действует в воображаемой ситуации с воображаемым предметом. Воображение детей проявляется в замещении.
В раннем возрасте - нет планирования.
2. В старшем возрасте – развитие ролевой игры, рисование, конструирование.
Оно нередко несет воспроизводящий характер. Воспроизводит одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонов.
К 4-5 годам возможно планирование, имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует 1 шаг действия, выполняет его, видит результат и действует дальше.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослого в сюжетно-ролевой игре.
От млад. к старш. дошкол.возрасту – высокая целенаправленность, устойчивость замысла.
*****Это отражается в играх – они становятся длиннее, большая устойчивость ролей, планирование хода игры.
3. 5-6 лет. Дети ст.дош.возраста играют в 1 и ту же игру несколько дней.
- игры отличаются яркостью, наглядностью, подвижностью, изменчивостью, эмоциональной насыщенностью.
4. Главной линией развития воображения детей в возрасте от 3-5 лет является обособление мира фантазий от реальности.
До 3 лет – воображение и реальность не отделимы.
Дети часто путают вымысел с тем, что есть на самом деле -----выделяет свои желания и потребности.
!!!!! Нельзя пугать детей выдуманными персонажами.
К словесным формам воображения относиться словотворчество, игровое отношение к речи.
Варьирование звуками и интонацией в создании словесного сюжета.
Уровень творческого воображения детей снижается.
Методы:
1. Рассказы, сочинения по картинкам.
2. Рисование иллюстраций к текстам.
3. Мысленное путешествие в разные страны (с использованием наглядного материала).