Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения у детей.
Воссоздающее воображение
Пути активизации творческого воображения дошкольников.
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения детей.
Воображение и виды.
Тема. Воображение и его развитие в дошкольном возрасте.
1. В. – это психический познавательный процесс, процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы.
****Воображение относится к числу высших познавательных процессов. Функция воображения – преобразование прошлого опыта, не воображая готовый продукт, нельзя начать работу. Строиться из элементов действительности. Воображение связано с восприятием, чувствами.
Воображение представляет собой аналитико-синтетическую деятельность:
- выделяют отдельные признаки предмета.
- объединение их в новые в невстречаемые комбинации.
Виды воображения:
1. По основной степени активности:
- Пассивное в. – новые образы возникают под действием малоосозноваемых или неосознаваемых потребностей (сны, галлюцианации, грезы).
- Активное в. (произвольное) – процесс преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью той или иной деятельностью.
! Возникает уже в раннем возрасте и развивается в детских играх.
Произвольное воображение:
- воссоздающее
- творческое (от степени самостоятельности).
- это представление новых для человека объектов в соответствии с описанием чертежа, схемой.
- Играет важную роль, чтобы представить то, что представлено словом и дополнено наглядным материалом.
2. Творческое мышление – самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Пиаже, Фрейд В. – врожденная способность, ребенок сам создает образы окружающей действительности. | Леонтьев, Выготский. Воображение формируется и развивается в деятельности Конец раннего возраста – ребенок использует предметы – заместители. |
Воображение детей богаче, чем во взрослом возрасте. ***дети фантазируют по различным поводам. | В. Детей беднее, так как у детей более ограниченный опыт. Хуже развивается речь, мышление. Воображение тесно связано связано с деятельностью, игрой, изодеятельностью. |
Символизм воображения – ребенок уходит в свой мир фантазий и живет там. | Реальность воображения. Есть ли у детей творческое воображение. |
В. Носит пассивный, подражательный характер. | Воображение становиться творческим и развивается от непроизвольного к произвольному. |
Дьяченко, Сапогова: В. – это знаково-символическая деятельность.
Ребенок научается оперировать определенными знаками, символами. При этом большую роль играет взрослый.
Структура знаково-символической деятельности описана Леонтьевым:
- замещение, моделирование, схематизация, кодирование.
1. Замещение – перенос значения с одного предмета на другой.
2.Моделирование – опосредованная деятельность по созданию моделей.
Модель – это система, воспроизводящая существенные признаки объекта. Это 1 из этапов развития воображения, основа воображения.