Ценность новостей
Классификация
Определение
Новость как информационный жанр журналистики
Аналитическая журналистика: статья, очерк
Комментарийная журналистика: корреспонденция, комментарий, обозрение
Тема 5. Жанры политической публицистики
1. Журналистика новостей
4. Журналистское расследование
Одного определения, общепринятого, новости не существует. В энциклопедиях и словарях, справочниках и учебниках по журналистике даются формулировки, не похожие друг на друга и с точки зрения лингвистики, и того, как оно она толкуется самими журналистами. Есть и шутливые варианты: «новости сегодняшней жизни — это бесплатное приложение к вчерашним газетам». Оригинально, не правда ли?
Стоит привести некоторые из наиболее распространенных определений «новости»:
— что-то такое, о чем прежде не было известно, новые сведения или сжатая информация;
— человек, факт, событие, проблема или еще что-то такое, к чему стоит привлечь внимание;
— публикации в СМИ о текущих событиях и проблемах или вообще о чем-то интересном или важном.
В журналистской среде можно услышать и такое определение: «когда собака укусила человека — это не новость, это факт, но когда человек укусит собаку — это уже новость».
Новостные материалы можно условно разделить на три группы.
Календарные. Они связаны с годовщинами событий, с тем, что непременно должно произойти, а также с историческими датами, национальными праздниками.
«Горячие», прямые. Сообщается о драматических событиях в своей стране, за рубежом, об острых проблемах международной жизни, другие сенсации, катастрофы, катаклизмы.
«Организованные». На журналистском жаргоне «организацию интереса» называют «копченой селедкой» — своим запахом она привлекает к себе внимание и «сбивает со следа», то есть провоцирует любопытство к какой-нибудь «подстроенной» ситуации. Это искусственное раздувание псевдофактов, псевдособытий или тенденциозный подбор новостей.
1. Близость темы новости с точки зрения читателя (либо в пространстве, во времени, что-то хорошо знакомое или близкое).
2. Известность кого-либо или чего-либо (все, что по тем или иным причинам может получить признание, популярность: успехи, неудачи политиков, и т.п.).
3. Своевременность.
4. Действенность (привлечение внимания читателей к теме, проблеме новости).
5. Масштабность.
6. Конфликт (разоблачения, конфликты, подробности ссоры, разводы, скандалы, аресты).
7. Необычность (непредсказуемость или ненормальное развитие событий и проблем).
8. Персонификация (ссылки на конкретных людей).