Четвертый год жизни. Детализация и обособление фантазийных образов. Формирование механизма отстранения, умения наблюдать образы как бы со стороны

Третий год жизни. Словесные формы фантазии

Второй год жизни. Доречевые формы фантазии

В действиях с предметами
В речевом общении

Комбинирование предметной среды: перемещение и соединение предметом, варьирование действий с одним и тем же предметом.
Участие в мнимых ситуациях, создаваемых взрослым посредством
реальных движений тела ребенка («скачет», «падает») или условными действиями («ку-ку», «коза»).

Условное действие, использование предмета в неосвоенной для него функции; действие, адресованное рисунку или удаленному объекту.

Активность типа «Покажи, как» — изображение персонажа действием. Уточнение (детализация) сообщений и требований взрослого условными действиями «Вот так, да?»

Изображение бытовых ситуаций условными действиями с игрушкой и звукоподражанием.
Одушевление предметов, словесные обращения к ним Опредмечивание, называние бесформенных объектов. Рассказы-интерпретации, ополняющие нечетко воспринимаемые события.

В действиях с предметами
В речевом общении

Придание сюжетных значений действиям с предметами. Переходы от предметной игры к сюжетной и обратно.
Игровое отношение к речи: переносы рече вых форм, варьирование звуков и интонаций, моделирование диалогов.

Создание мнимой ситуации посредством речи и условных действий без предметов. Моделирование в игре впечатлений из разных источников: текущие события, прежние впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи.

Словотворчество. Создание словесных сю жетов по аналогии. Сопереживание персонажам. Личностное включение в сюжеты. Изменение сюжетов под действиеми эмоций, собственные варианты концовок.

Гибкость игровых действий: детализация до уровня реалистических и — схематизация, обобщенность до уровня жеста и названия.
Детализация образов, усиление их яркости.

Яркость образов: устойчивые замещения, нежелание менять функции предмета-заместителя.
Первые попытки изменять образы, дорабатывать в соответствии с идеей, ролью.

Ролевое поведение.
Зарождение образов-идеалов и планов на будущее.

Вариативность позиции игрушки, «несговорчивый ее характер», диалог с нею.
Фантазийная ложь.

Попытки моделировать социальные отношения, создание общей схемы ролевого сюжета и вариантов ее выполнения.
Страхи.

В игровых действиях с предметами
В словесном общении

Варьирование действий, придание им сюжетных значений и условных правил. Легкость и свобода в создании мнимых ситуаций из любых источников. Детализация сюжета логически связанными действиями, ролевыми фразами, рассказами о «прошлой жизни» и намерениях игрушек-персонажей. Ролевое поведение в бытовом общении. Игра режиссерского типа.

Придумывание имен и названий знакомым предметам и людям. Варьирование слов в форме понятной для окружающих; сокращенное произношение. Развертывание коротких сообщений в сюжетный рассказ с описанием предыдущих и последующих событий. Словесные описания образов-представлений. Игра образами, преувеличение и преуменьшение их. Создание фантастических образов и обобщенных образов-идеалов. Личностное включение в воображаемые события с учетом заданных условий и обстоятельств.

Уменьшение фантазийной лжи.