X. Режиссерская игра. Обособление позиции персонажей. Умение изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею

IX. Телефон без абонента. Словесные формы воображения без опоры на действия. Умение представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог

Условие: Ребенок в игре или в быту разговаривает по телефону с реальными партнерами. Свободно владеет речью.

Материал: Телефонный аппарат с трубкой.

Методика выявления:

1) Взрослый обращает внимание ребенка на телефон и предлагает позвонить домой или к маме на работу и задает ситуации намеком: «Можешь позвонить маме: а) может, она скоро придет, б) может, купит что-нибудь вкусненькое, в) а дома, наверное, мультфильм включите и вместе посмотрите».

2) Вопросами побуждает ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывает, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса): а) «Спроси, она скоро придет? Что сказала

мама»?, б) «А вкусненького купит? Что купит, сказала?», в) «Спроси, мультик будет сегодня? Мама как ответила?»

3) Взрослый подсказывает формулировки вопросов, побуждая отвечать за маму. «Скажи: мамочка, ты скоро приедешь?.. А она что сказала: приду?» и т. д.

Поведение ребенка: Заинтересован идеей поговорить. Берет трубку, набирает номер, говорит: «Алло», сменой интонации и словами передает свой вопрос и ответ мамы. Добавляет детали в ответе: «Подожди, вот работу закончу, (или) денег нет, вот получу — тогда куплю» и т. д.

Условие: Самостоятельная сюжетно-отобразитсльная игра. Свободное владение речью.

Материал: 3 куклы, оформленные по-разному: в одежду взрослого, ребенка и доктора. Колясочка, посуда, шприц.

Методика выявления:

1) Пока ребенок рассматривает игрушки, задает ему вопросы и игровые ситуации: «Зачем кукол по-разному сделали? Кто они? (доктор, мама и дочь)».

— А как же играть с ними? Тогда ты им не мама? Кто ты им? (тетя, бабушка, знакомая, воспитательница детсада).

— Если заплачет малыш, кто его будет качать, успокаивать?

— А если кушать хочет — кто его покормит?

— А заболеет — кто его полечит, прививку сделает?

Пока мы с тобою разговариваем, малыш плачет: а) маму зовет... б) наверное, кушать хочет... в) а может, заболел?..»

2) Если ребенок сбивается на одинаковые действия с любой куклой — ему напоминают от имени куклы-малыша: «Я хочу, чтобы мама меня в колясочке покачала... б) чтобы меня мама накормила... Не хочу укола!»

3) Взрослый полностью ведет сюжетные диалоги, побуждая ребенка поворачивать куклу-малыша то в сторону мамы, то в сторону доктора.

Поведение ребенка: По-разному играет с персонажами: куклу-малыша кладет в коляску, маму ставит перед нею, доктора поодаль. Изображает, что качает и кормит кукла-мама, что она везет малыша к доктору. Наклоняет куклу-доктора над ними. Ведет диалог от имени каждой куклы, передает капризные реплики малыша и уговоры мамы. Сообщает взрослому характеристики персонажей и выражает их действия в речи: «Детка боится, а мама говорит, потерпи немножко!»

Учет показателей. В таблице по вертикали отмечаются ситуации: а), б), в), по горизонтали характер инструкции: 1, 2, 3. Игровые действия обозначаются знаками «+» и «-», словесные реакции штрихом. Самостоятельные варианты сюжета и диалоги отмечаются в примечании.

СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Оценка уровня развития воображения дается по результатам нескольких методик. Учитывается характер инструкции. Более сложные (№ 1) предлагают самостоятельные проявления фантазии в заданной ситуации и выявляют уровень развития выше среднего; № 2 — средний уровень; № 3 — ниже среднего. Первые четыре методики (I—IV) ориентированы на второй год жизни детей. V—VII — на третий и VIII—Х — четвертый год. Учитывая неравномерность психического развития детей в раннем возрасте, можно ожидать смещения возрастных границ в ту или другую сторону. Данные диагностических методик необходимо подкрепить систематическим наблюдением.

Для ориентира приводим показатели развития воображения детей в действиях с предметами и повседневном общении.