VIII. Моделирование словесных сюжетов игровыми средствами. Умение составить игру по сюжетной схеме рассказа

VII. Моделирование прошлого опыта игровыми средствами. Умение перевести на язык игры яркие события прошлого

Условие: Предварительная информация о недавнем ярком, эмоционально воспринятом ребенком событии: поездка в парк, в горы, на рыбалку, или болезнь, лечебные процедуры и т. п.

Материал: Сюжетные игрушки и предметы-заместители в наборе, достаточном для того, чтобы смоделировать конкретное пережитое ребенком событие.

Методика выявления:

1) Взрослый расспрашивает ребенка о прошедшей поездке, побуждает выполнить подробности и сообщает, что куколка, зайка, мишка тоже хотели бы поехать (или полечиться).

2) Взрослый вопросами помогает уточнить действия или реплики как основу последующей игры: а) «Как папа забрасывал удочку, покажи! А ты держал удочку? Как?», б) «Как варили уху?», в) «Как хлебал из кружки или тарелки?» И снова предлагает устроить рыбалку игрушкам.

3) Если ребенок не может развернуть игру, взрослый предлагает свой рассказ по аналогии с тем, что пережил ребенок. Его задача — уточнить представления ребенка и дать образец игрового моделирования. «Когда я была маленькой, меня тоже брали на рыбалку, рано-рано. Мама говорит, одевайся, холодно (вздрагивает). Папа дал мне удочку, держу (показ на палочке). А у папы потянуло леску (наклон), он как дернет (показ) — и рыба. И еще так, и наловили. Потом веток собрали и спичкой ч-чирк (показ) и дым в глаза (морщится). А потом налили уху,— вкусно! Но горячая — вот так дули (показ)... А потом домой поехали. И игрушки мои потом все играли в рыбалку. И удочку держали, и костер разжигали. А твои?»

Поведение ребенка: Имитирует поездку на рыбалку, ловлю рыбы, приготовление костра и ухи: держит удочку, радуется улову, раздувает огонь, хлебает и обжигается ухой, угощает игрушки, уговаривает подождать, пока остынет и т. п.

Условие: Ребенок владеет речью, любит слушать рассказы.

Материал: Изустное изложение сказки «Теремок» по С.Я. Маршаку. Согнутые пополам лист картона или газета в три слоя для постройки теремка. Сюжетные игрушки, соответствующие персонажам сказки: мышка, лягушка, зайка, медведь. Игрушки, не соответствующие сюжету: а) баран, б) свинка, в) кубик/ - для воссоздания схемы действий.

Методика выявления:

1) Выяснив желание ребенка послушать сказку, взрослый выразительно рассказывает ее, изображая, как звери подходили и как стучали в теремок;

побуждает ребенка тоже показывать эти движения, спрашивать и отвечать по тексту. По окончании рассказа взрослый создает игровую ситуацию: «Вот бы хорошо твоим игрушкам теремок построить, обрадовались, прибежали бы и тоже постучали, кто-кто в теремочке живет? И баранчик пришел бы, и свинка, и кубик».

2) Если ребенок не может развернуть игру, взрослый строит теремок и изображает желание игрушек постучаться и жить в нем. Подсказывает характеристики и действия новых персонажей: а) «Вон баранчик круторогий хочет войти в теремок. Как он постучит? А ему ответят: Я, мышка-норушка, еще кто?», б) «А еще идет к вам свинка-толстушка», в) «Кубик-перевертыш».

3) Взрослый строит теремок и диалогами персонажей побуждает ребенка показать, как каждый из них вошел в теремок, в том числе и новые игрушки.

Поведение ребенка: Помогает сооружать теремок, изображает походку, диалоги и сюжетные действия персонажей, придумывает или повторяет диалоги с новыми игрушками, сохраняя схему их взаимодействия; изображает, как медведь развалил теремок.